АМУЛЕТЫ
АМУЛЕТЫ
У раввинских авторитетов Восточной Европы сложилось неоднозначное отношение к амулетам или, как называли их евреи местечек – «камеям». К амулетам благожелательно относилось не только большинство хасидских лидеров, но и Элиягу из Вильны. Амулеты используются как печатные, так и рукописные.
У писавших амулеты была репутация «Баал-шемов» («Хозяев имени») и «гуте (гите) иден» («хороших евреев»).
Печатный или рукописный амулет вешали на шею роженице. Использовались пергаментные ленты с кабалистическими текстами. Печатные и рукописные амулеты использовались «от сглаза» и болезней. Женщины использовали амулеты во время беременности для предотвращения выкидыша.
Своеобразными амулетами являются «мизрахи» – орнаментально оформленные листы с напечатанными на них цитатами из религиозных текстов.
У некоторых хасидов принято использовать в качестве амулета монеты (как вариант – бумажные купюры), полученные от цадика. Есть хасиды, зашивающие монеты в «талит катан».
Имелись также серебряные и золотые амулеты с выгравированным – שדי – одним из имен Б-га.
Своеобразным амулетом последних лет является фраза – «На Нах Нахма Нахман Меуман». Фраза эта, ставшая мантрой для медитативных практик брацлавских хасидов, вышивается или вывязывается на ермолках (кипах).
Кабалистическим амулетом можно считать и красную шерстяную нить, носимую на руке.
У евреев Кавказа имелись специальные амулеты для лечения лихорадки и защиты роженицы и новорожденного. Также они использовали и такой амулет как треугольный мешочек из тафты с пряностями. Его нашивали на левое плечо одежды взрослого мужчины. Мальчики носили на правом плече медную или серебряную табличку с кабалистическим текстом.
В ряде общин амулеты используются и сегодня.