АМУЛЕТЫ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 19:39, 11 июля 2022; Admin (обсуждение | вклад) (Создана страница)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

АМУЛЕТЫ

У раввинских авторитетов Восточной Европы сложилось неоднозначное отношение к амулетам или, как называли их евреи местечек – «камеям». К амулетам благожелательно относилось не только большинство хасидских лидеров, но и Элиягу из Вильны. Амулеты используются как печатные, так и рукописные.

У писавших амулеты была репутация «Баал-шемов» («Хозяев имени») и «гуте (гите) иден» («хороших евреев»).

Печатный или рукописный амулет вешали на шею роженице. Использовались пергаментные ленты с кабалистическими текстами. Печатные и рукописные амулеты использовались «от сглаза» и болезней. Женщины использовали амулеты во время беременности для предотвращения выкидыша.

Своеобразными амулетами являются «мизрахи» – орнаментально оформленные листы с напечатанными на них цитатами из религиозных текстов.

У некоторых хасидов принято использовать в качестве амулета монеты (как вариант – бумажные купюры), полученные от цадика. Есть хасиды, зашивающие монеты в «талит катан».

Имелись также серебряные и золотые амулеты с выгравированным – שדי  –  одним из имен Б-га.

Своеобразным амулетом последних лет является фраза – «На Нах Нахма Нахман Меуман». Фраза эта, ставшая мантрой для медитативных практик брацлавских хасидов, вышивается или вывязывается на ермолках (кипах).

Кабалистическим амулетом можно считать и красную шерстяную нить, носимую на руке.

У евреев Кавказа имелись специальные амулеты для лечения лихорадки и защиты роженицы и новорожденного. Также они использовали и такой амулет как «кула» – треугольный мешочек из тафты с пряностями. Кулу нашивали на левое плечо одежды взрослого мужчины, а мальчики носили на правом плече медную или серебряную табличку с кабалистическим текстом.

В ряде общин амулеты используются и сегодня.