ВИЛЬНЮС
ВИЛЬНЮС (Вильна, Вильно), город, столица Литовской Республики. Изв. с 1128. С 1323 — столица Вел. кн-ва Литовского. С 1569 — в составе Речи Посполитой. С 1795 — в составе Рос. империи, центр Виленской губ. В 1920—39 — центр Виленского воеводства в составе Польши, в 1940—91 — столица ЛитССР.
В сер. 1600-х гг. в В. проживало ок. 3000 евреев, в 1765 в Виленском кагале — 3887, в 1800 в В. — ок. 7000 (ок. 40%), в 1832 — 20 706 (57,5%), в 1857 — 20 530, в 1897 — 63 996 (40,9%), в 1910 — 72 323, в 1915 — 77 442 еврея и 359 караимов, в 1921 — ок. 55 000 евреев, в 1939 — ок. 80 000, в 1944 — ок. 6000, в 1959 — 16 354 еврея и 133 караима, в 1970 — 16 486 евреев (4,4%), в 1979 — 10 723 (2,3%), в 1989 — 9109 евреев (1,5%).
В. — один из крупнейших центров еврейской культуры в Вост. Европе, назв. евреями Литвы «Иерушалаим де Лита» — «Литовский Иерусалим». Евреи посещали В. начиная с 1-й пол. 15 в. В 1487 в В. было заложено еврейское кладбище. В 1490 на р. Вилии (совр. Нярис) состоял мытником еврей Михл Данилович, в В. проживал имевший собств. дом еврей Янешовский. В 1527 евреям было запрещено проживать и торговать в В. Запрет был ослаблен в 1551, когда король Сигизмунд II Август разрешил двум краковским евреям вести в В. торговлю, нанимать дома и лавки, открыть ломбард для выдачи ссуд под залог движимого имущества. Нек-рые богатые евреи-переселенцы работали на виленском монетном дворе, пробирщиком и управляющим к-рого в нач. 1550-х гг. был Щасный. В 1560 еврей из Кракова Феликс был виленским мытарем, а в 1569 Ицхок Бородавка получил от короля право на чеканку королевских монет. Несмотря на возникавшие притеснения, мн. евреи оседали и закреплялись в В.
Первые сведения о еврейской общине В. относятся к 1568. В 1573 виленские евреи заложили основание Большой синагоги. К этому времени численность еврейского населения В. существенно увеличилась, и улица, идущая от Немецкой к рынку мимо синагоги, получила в кон. 16 в. назв. Еврейской. В мае 1592 в В. был устроен погром, во время к-рого были разгромлены синагога, еврейские лавки и каменные дома кн. Слуцких, где жили евреи. После погрома король Сигизмунд III Ваза предоставил евреям в 1593 ряд привилегий, что помогло им начать основательное обустройство в В. Тогда же Большая синагога была перестроена, по образцу средневековых синагог Зап. Европы, в обширное каменное здание с 4 массивными колоннами в середине, опирающимися на них сводами и с углубленным полом.
19 февр. 1633 по ходатайству Шмуэля и Лазаря Моисеевичей (выходцев из Франкфурта-на-Майне), выступивших от имени всей еврейской общины, король Владислав IV пожаловал евреям грамоту, в к-рой подтвердил прежние права евреев: владеть на вечные времена синагогами и кладбищами; содержать мясные лавки и бани, к-рые разрешалось топить в любое время; иметь раввинский суд; открывать лавки для торговли оптом и в розницу сукном, шелковыми материями, коврами, турецкими и др. иностр. товарами; продавать и покупать золото, серебро и драгоценности; заниматься ремеслами, особенно теми, для к-рых в В. не существовало цехов; готовить, хранить и продавать напитки; покупать скот на убой; пользоваться гор. весами и гор. водопроводом за равную со всеми плату и т. д. В то же время король ввел ряд ограничит. мер в отношении евреев: для проживания им отводились определенные улицы, грамотой утверждалось создание в 1633 еврейского гетто. Для переселения в гетто евреев и освобождения терр. гетто жителями-христианами отводился срок до 1648. Евреям также запрещалось шить на христиан и топить свои бани для неевреев. В апр. 1634 толпа горожан напала на еврейскую похоронную процессию и учинила погром на кладбище. Пострадали находившиеся на кладбище евреи, памятники на могилах подверглись надругательству. 6 марта 1635 была разграблена и разрушена синагога, одноврем. была разграблена общинная касса. Убыток от погрома составил ок. 100 тыс. злотых. В нач. 1636 дело о погроме рассмотрела назначенная королем комиссия, к-рая признала необходимость, в целях предупреждения беспорядков, более точно определить границы еврейского квартала и поставить на входе ворота по примеру др. польских и литовских городов.
В кон. 16 в. еврейская община В. укрепила свои экономич. позиции. Численность общины увеличилась за счет переселившихся в В. евреев (в т. ч. состоятельных и образованных) — выходцев из разл. городов Польши, а также из Праги и Франкфурта-на-Майне. С 1660-х гг. к общине В. перешла ведущая роль в литовском еврействе. Тяжелые последствия для евреев В. имели события нач. 18 в. В 1705 в В. вошла рус. армия, в 1706 — шведская. Город обложили налогами и штрафами; евреям также пришлось заплатить крупные суммы. В 1706 пожар уничтожил б. ч. В. От голода 1709—10 в В. погибло 34 тыс. жителей, в т. ч. ок. 4 тыс. евреев. В 1710 разразилась эпидемия чумы, от к-рой также пострадало много евреев. Значит. урон В. и всему его населению нанесли пожары 1715, 1737, 1748 и 1749. 24 мая 1749 в В. по решению суда был сожжен Авром бен Авром — перешедший в иудаизм граф Валентин Потоцкий.
В 1783 в В. было ликвидировано гетто. В 1794 в В. произошел погром. С 1804 евреям разрешалось учиться на мед. ф-те Виленского ун-та. Среди первых выпускников-евреев — Иосиф Розенсон, С.Кушелевский и Исаак Зейберлинг. В 1805 Александр I пожертвовал 3 тыс. руб. на постройку нового здания еврейской больницы, а затем распорядился ежегодно отпускать из казны на нужды больницы по 2500 руб. Война 1812 нанесла серьезный ущерб еврейской общине В.
Еще в 17 в. виленская община была признана духовным центром евреев Литвы. В В. жили и работали мн. религ. авторитеты того времени. Наиб. изв. из них был Элиягу из Вильны. В кон. 18 в. В. становится центром борьбы с хасидизмом.
Изв. раввинами в В. в 19—20 вв. являлись А. Данциг, Х.О.Гродзенский, И. Салантер, Ш.Страшун, А.И.Карелиц, Авром Посвилер (1836—?), И.Блазер, Ханох Эйгеш.
В нач. 19 в. В. занял лидирующие позиции в движении Гаскалы в Сев.-Зап. крае; появилось выражение «а вильнер», обозначавшее образованного либерального еврея. В 1841 группа последователей Гаскалы открыла в В. 2 уч-ща с преподаванием еврейских и общих предметов. Группа сотрудничала с к-том при виленском ген.-губернаторе по вопросам подготовки в России образованных раввинов (1840) и вела переписку с М.Лилиенталем. В 1844 пр-во открыло в В. раввинское уч-ще (рук. Ц.-Г.Каценеленбоген), преобразованное в 1881 в Учительский ин-т. С 1867 в раввинском уч-ще преподавал иврит и арамейский яз. О.Н. Штейнберг, после преобразования уч-ща в Учительский ин-т служивший там инспектором до 1904.
К сер. 19 в. В. стал центром еврейской лит-ры, к-рый привлекал писательские силы всего края. В это время в В. жили М.А.Гинцбург, И.-Л.Гордон, А.-Д.-Б.Лебенсон, М.-И.Лебенсон, Ш.-И.Финн. Важную роль в истории еврейской лит-ры в России сыграли еврейские типографии в В., начиная с двух первых, открытых в 1799. Эти типографии впоследствии образовали совм. компанию с переместившейся в В. гродненской типографией Роммов.
В нач. 19 в. в В. действовали старые синагоги и строились новые. В 1830 открылось новое еврейское кладбище, в 1831 возникло небольшое еврейское холерное кладбище. В В. существовало множество религ.-учебных, молитвенных, благотворительных, профессиональных братств. Имелись еврейская больница, раввинское уч-ще, казенное еврейское уч-ще 2-го разряда, об-во взаимопомощи купеческих приказчиков и евреев, об-во взаимопомощи со ссудо-сберегат. кассой служащих в т-ве «И.Б.Сегаль», об-во взаимопомощи меламедов г. Вильны, виленский к-т ЕКО. Выпускались периодич. изд. на древнееврейском яз. и идише: «Дер Тог», «Вильнер вохенблат», «Дер Гольцгендлер», «Лебен ун виссеншафт», «Дер Штерн», «Га-Ноар», «Ди юдише вельт», «Сафрутену гаатика», «Дер Шнейдер». В 1892 при талмуд-торе было основано еврейское ремесл. уч-ще с преподаванием столярного и слесарного дела, впоследствии ставшее самостоятельным. В 1894 в В. была построена кинасса. В 1900 за «попытку ритуального убийства» был осужден Д.А.Блондес.
В 19 — нач. 20 в. В. имел статус крупнейшего торг.-пром. центра Сев.-Зап. края. В 1887 в В. 53 пром. пр-тия принадлежало евреям, в 1897 — 49, в 1900-х гг. — 125 фабрич.-заводдских пр-тий. Развивались произ-во бумаги и разл. изделий из нее (2 кр. конвертные ф-ки), печатное и швейное дело, обработка дерева (лесопилки, меб. ф-ки) и кожи, пивоварение, муком. произ-во, имелись табачные ф-ки. Еврейское население В. было занято гл. обр. в пром-сти, ремесленничестве (43% трудоспособного еврейского населения) и торговле (ок. 22,8%), преимущественно мелочной. На кр. пр-тиях города евреев-рабочих было ок. 40%. В 1902 евреям принадлежало 2/3 ремесл. мастерских В. (всего было ок. 3700), в к-рых работало 3711 мастеров, 5081 рабочий и 2831 ученик. Среди шляпочников, перчаточников, портных, скорняков, бронзовщиков евреи составляли абсолютное большинство. Практически вся обувь в В. производилась евреями. В 1815 возникла первая еврейская ф-ка по произ-ву тканей. В 1858 ткацкие ф-ки В. большей частью принадлежали евреям. В 1897 изготовлением одежды и обуви в В. был занят 4951 еврей (3020 мужчин и 1931 женщина), в чулочном произ-ве — 2 тыс. евреев, к-рые составляли 7/8 от всех занятых в этом ремесле. Среди представителей свободных профессий в 1897 было 1026 евреев. Евреев-врачей насчитывалось 45 (из 102), зубных врачей и дантистов — 49 (из 57), аптекарей — 5 (из 22), частных поверенных — 35 (из 41), пом. присяжных поверенных — 5 (из 18), присяжных поверенных — 4 (из 29). В В. действовало 15 кредитных учреждений, в т. ч. 5 еврейских банкирских домов. Из 26 представителей и агентов страховых об-в 15 были евреями. В 1904 возникло Виленское ремесл. мелкоторг. ссудо-сберегат. т-во — первое учреждение подобного рода в Сев.-Зап. крае, в к-ром евреев было 95%.
В 1875 А.И.Зунделевич основал в В. первый еврейский рев. кружок. Евреи В. принимали активное участие в рев. движении. В 1887 произошла кр. стачка евреек-чулочниц. В 1892 в В. впервые отмечалось 1 мая. В 1909 (по данным фабрич. инспекции) в В. было зарегистрировано 15 профсоюзов, многие из к-рых позднее были закрыты.
В В. действовало множество еврейских об-в взаимопомощи: приказчиков, уч-ся, торговцев, владельцев парикмахерских и т. п. Функционировали благотворит. об-ва и орг-ции: еврейская обществ. богадельня, об-ва помощи больным евреям, трудовой помощи евреям, содействия бедным евреям в обучении ремеслам, ссудо-сберегат. об-во, «Эзро», «Бейс Яаков», «Гмилус хесэд Двейре-Эстер», «Соймех Нофлим», об-во содействия обучению грамоте и религии глухонемых еврейских детей и др. Об-во «Мишмерес-Хойлим» создало обширную сеть врачебной помощи с 35 врачами, 10 фельдшерами, 10 акушерками, 7 массажистками. Каждый член об-ва имел право на врачебную помощь за минимальную плату. Об-ву принадлежала крупнейшая в В. аптека с 8 пом. провизоров и 13 учениками, к-рая бесплатно и часто без залога давала напрокат предметы сан. гигиены. В 1908 в еврейской больнице лечилось более 1 тыс. чел. Имелась дешевая еврейская столовая для бедных, куда допускались лица всех вероисповеданий. В 1909 в В. было ок. 100 синагог.
В кон. 19 — нач. 20 в. в В. наблюдалось сокращение числа уч-ся в еврейских уч. заведениях. В 1897 их было 698 (13 154 мальчика и 1809 девочек), в 1907 — 348 (6502 мальчика и 3249 девочек). Значит. уменьшилось кол-во хедеров: в 1898 — 591, в 1907 — 275. Открылась еврейская гимназия, где обучение велось на рус. яз., но также изучалось мн. еврейских предметов. В 1913 в В. возникло книжное изд-во Б.Клецкина, к-рое с 1914 начало выпускать журн. для детей на идише. Работала б-ка при виленском отд-нии ОПЕ. В 1915 открылась частная жен. гимназия С. М. Гуревич с преподаванием на рус. яз. (в 1922 — яз. преподавания — идиш, введено совм. обучение, закрыта в 1933, в сер. 1920-х гг. в ней преподавал М. С. Кульбак). Функционировали еврейские нар. уч-ща, действовал ряд еврейских просветит. и благотворит. об-в: лит.-науч.-худож., муз.-драм.-певческий кружок, худож.-пром. кружок им. М. М. Антокольского, об-ва попечения о детях, трудовой помощи (с 1903), ремесл. и земледельч. труда среди евреев, поощрения высш. знаний, учит. об-во взаимопомощи, отд-ние ОЗЕ с дет. центрами и пунктами питания и др.
В нач. 20 в. В. становится одним из центров сионистского движения в Рос. империи. В 1903 В. посетил Т.Герцль. Сионистский лидер Ш.Х.Левин был избран виленским деп. в Гос. Думу России. В 1906 в В. появилось отд-ние Еврейской социалистич. рабочей партии. Каждое политич. объединение и партия имели свои издания. Отд-ния Бунда, «Поалей Цион» и социал-демокр. орг-ций издавали свои газ. и др. лит-ру в осн. на идише. В 1904—05 выходила ежедн. газ. «Газман», с 1906 — еженед. на идише «Дас идише фолк» под ред. Й.Лурье. В культурной жизни города активно проявлял себя еврейский т-р. Существовавший в В. с 1901 любит. кружок, после распада т-ра П. Гиршбейна, возглавил в 1910 Я. Бен-Ами. В 1916 организовалось «Виленское объединение еврейских драм. артистов» под рук. М. Ю. Ковальского.
Раввинами в В. были: с 1900 — Беньямин-Довбер Пиловский (1872—?), с 1905 — Хаим-Шимон Топ, с 1906 — Шмуэль Фрид, с 1905 казенным раввином был Иегуда-Лейб Кантор (1849—1915, Рига), с 1910 — И.Рубинштейн, избр. в 1919 обществ. раввином.
В 1918 в В. была создана еврейская самооборона. 19—20 апр. 1919 произошел погром, устроенный частями польск. армии, в ходе к-рого был убит 81 еврей, в т. ч. А. Вайтер. После вхождения В. в состав Польши в 1920 евреи участвовали в работе муницип. администрации. В 1920-х гг. польск. власти вводили в еврейских школах польск. яз., открывали гос. школы для еврейских детей с преподаванием на польск. яз. В 1920—30-х гг. в В. была создана сеть нач., ср. и ремесл. нац. школ, пед. ин-тов с преподаванием на иврите и идише. В это время В. становится междунар. центром еврейской культуры и лит-ры, где на идише выходили многочисл. газ., еженедельники, политич., лит., пед. и науч. журналы. Осн. -С. Анс-ким еврейское ист.-этногр. об-во создало в 1919 музей и архив. В 1924 был учрежден ИВО, в работе к-рого участвовали изв. ученые М.Вайнрайх, З.-Г.Калманович, З.К.Рейзен и др. Депутатами Сейма были представители евреев д-р Яков Выгодский (1857—1942) и Михаэль Стучинский, сенаторами И. Рубинштейн и Ц. Шабад. Действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций. В 1923 была открыта новая кинасса. К кон. 1930-х гг. в В. было ок. 150 синагог. В 1921 был открыт Центр. еврейский кооперативный банк.
В 1940 В. стал столицей ЛитССР. Сов. власти закрыли еврейские культурные учреждения и запретили деятельность сионистских орг-ций. Были запрещены все некоммунистич. издания на идише. Издавалась ежедн. газ. «Вилнер эмес». Вильнюсский еврейский т-р был преобразован в Литовский ГОСЕТ, худож. рук. к-рого назначили М.Вискинда.
24 июня 1941 в В. вошли герм. войска. Начались гонения на евреев, к-рых в В. было ок. 80 тыс. Ок. 35 тыс. евреев было расстреляно в Панеряе. К 6 сент. 1941 для оставшихся в живых евреев было создано 2 гетто: № 1 — большое и № 2 — малое. В 1-й пол. сент. в гетто № 1 проживало 29 тыс. евреев, в гетто № 2 — 9 тыс. К кон. окт. 1941 гетто № 2 было ликвидировано. К сер. марта 1942 в гетто № 1 оставалось ок. 15 тыс. евреев. В гетто действовали разл. еврейские обществ. и культурные орг-ции, функционировала система подпольного еврейского образования (дет. сады, хедеры, школы, гимназия, иешивы, техникумы, муз. школа), продолжал работать т-р на идише. Среди актеров т-ра был Моисей (Морис) Лямпе (1895, Варшава — 1941, Вильнюс), отец актера ГОСЕТа и Т-ра на Малой Бронной Григория Лямпе. Среди узников гетто был Лейб Турбович (1886, Вильна — 1943) — один из организаторов еврейского школьного образования, к-рый в гетто руководил нар. школой, гимназистскими курсами, участвовал в работе учит. союза, союза литераторов. В янв. 1942 в гетто под рук. И.Витенберга, Й.Глазмана, А.Ковнера была создана объединенная боевая орг-ция ФПО (Фарейнигте партизанер орг-ция). Нек-рые участники ФПО погибли в стычках с нацистами, другие ушли в леса, где организовали еврейские партиз. отряды «Мститель» (ком. А.Ковнер), «За победу» (ком. Шмуэль Каплинский), «Борьба» (ком. М.Баселицкий), «Смерть фашизму» (ком. Берл Шерешневский), «Истребитель» (ком. Бутиенас, 1919—1944). В июне 1942 нач. еврейской полиции Яков Генс был назначен «главой» гетто. Впоследствии он был обвинен гестапо в пособничестве подпольщикам и 15 сент. 1943 расстрелян. В авг. 1943 начались ликвидация гетто № 1 и вывоз евреев в Эстонию. Всего в Виленском гетто погибло ок. 100 тыс. евреев из В. и его окрестностей.
В освобождении В. 13 июля 1944 принимала участие 8-я гв. мех. бригада под ком. полк. С.Д.Кремера. После освобождения в город вернулось ок. 6 тыс. уцелевших евреев. Организовалась община. В 1944 была открыта хоральная синагога. В обычные дни ее посещали до 100 чел., в праздники — до 2 тыс. Раввином был Х.Л.Шифрин (1912—?), шохетом — Л.А.Крейнгель (1906—?). 31 мая 1946 было организовано погребение оскверненных в период Катастрофы свитков Торы. В 1944—47 под покровительством И.В.Ребельского действовала школа-интернат. В 1949 была закрыта школа с предподаванием на идише [дир. Ида Юдовна Дектор (1901, Рокишкис — 1987, Иерусалим), мать Ф.А.Дектора]. В кон. 1940-х гг. уничтожено старейшее в В. еврейское кладбище (в кон. 1960-х гг. розовый мрамор с его надгробий использован для постамента памятника А.С.Пушкину). В 1951 были переименованы ул. с еврейскими названиями (восстановлены в 1992). К 1957 посещаемость синагоги сократилась в 3—4 раза, что было связано с выездом евреев из В. в Польшу в рамках кампании по репатриации. В 1959 ликвидировано Зареченское еврейское кладбище (осн. в 1828). В 1960 раввином в В. стал Юда-Менахем Рабинович. В 1964 в В. был отмечен факт ритуального навета.
В 1960-х гг. В. становится одним из центров еврейского нац. движения в СССР. В кон. 1960-х гг. в В. была создана любит. еврейская труппа, ставившая пьесы Шолом-Алейхема и др. классиков на идише. В 1971 осн. еврейский анс. «Файерлах», в 1977 организована театр. труппа на идише. С кон. 1960-х гг. в теч. неск. лет большинство евреев В. выехало в Израиль.
В сент. 1988 в В. возникло Об-во возрождения еврейского самосознания «Ткума» (пред. Г.Альпернас), к-рое в 1989—90 выпускало информ. бюллетень «Эцлейну»; открылись курсы по изучению иврита, еврейская б-ка. С 1989 литовское радио начало вести еженед. передачи на идише. В этом же году было учреждено Об-во культуры евреев Литвы [пред. Эмануэлис Зингерис (р. 1957), деятель «Саюдиса», позднее деп. Сейма]. С июня 1990 по февр. 1992 об-во возглавлял Г.Канович, после его отъезда в Израиль — С.Альперавичюс. В окт. 1989 начала издаваться газ. «Литовский Иерусалим» на идише, рус., лит. и англ. яз. В 1989 открылись гос. еврейская школа, еврейский дет. сад, восстановлен Гос. еврейский музей (дир. Зингерис), осн. Ан-ским и действовавший в 1919—41 и 1944—49. В 1990 в Вильнюсском ун-те создана кафедра иудаики [зав. кафедрой проф. Мейер Лазаревич Шубас (р. 1924)]. В 1990 израильским изд-вом «Шамир» в типографии, принадлежавшей ранее семье Ромм, было издано неск. книг религ.-филос. содержания. В 1991—94 раввином В. был Д.Смит. В 1991 открылась иешива. В 1994 раввином В. стал представитель М.-М.Шнеерсона Шолом-Бер Кринский.
В нояб. 1989 на еврейском кладбище В. был открыт памятник погибшим в период Катастрофы. В Панеряе на месте установленного в 1945 и взорванного в 1952 памятника возведен новый. В 1988 с помощью амер. орг-ции «Ваад га цалат нидхей Исраэль» была восстановлена миква. В 1993 на ул. Субачюс, где летом 1944 было расстреляно ок. 400 евреев, состоялось открытие мемориала. На терр. бывш. гетто, на месте бывш. Шнипишкского кладбища, на новом кладбище Судярвес были установлены памятники. В марте 1992 гор. совет В. переименовал одну из площадей города в площадь Жертв гетто.
В 1989 из В. в Израиль выехало 289 чел., в 1990 — 2414, в 1991 — 934, в 1992 — 350, в 1993 — 305 чел.
В 1994, по оценкам Еврейского Агентства, в В. проживало ок. 5 тыс. евреев.
В 2024 в В. в здании бывшей гимназии "Тарбут" открылся филиал Государственного еврейского музея Виленского Гаона ― Музей культуры и идентичности евреев Литвы.
В В. род.: Ч.Абрамс, И.Абрахамс, А. Абромавичюс, Я.Авнон, И.Агарони, А.Адельберг, И.Л.Айзенштадт, И.Альтшуль, Б.Альфес, И. Амир, Л.М.Антокольский, М.М.Антокольский, Ц.Арад, И. С. Бабчин, О. И. Бакст, Й.-Л.Барон, И.-З.Бартонов, В.С.Баскин,С. Баскин, А.Бастомский, Ш.Бастомский, И.Бегак, А. Бен-Элиэзер, И. Ш. Березницкас, А.Беркман, Н.Я.Берковский, Г.Б.Бернандт, Л.Бернштейн-Синай, И.-З. Бертонов, О.М. Бескин, Бецалель, Я.Билликопф, И.Блазер, Р.А.Браудес, А.Бройдес, А.Я.Бруштейн, Я.Вайнберг, А.И.Вайнштейн, С.Н.Валк, Ш.П.Вейценфельд, С.Л.Вендров, И.Витенберг, Э.Воглер, Л.Волф, И.-Б.Вольф, З. Гальон, М.Гальперин, Я.М.Гальперн, Я.О.Гальперн, Г.М. Гарель, Р. Гари, Р.Г.Гейман, М.Б. Геллер, Г.Герзони, А.Гилат, А.С.Гинзберг, А.Голлер, И.-И.Гольдблум, Ш.Х.Горвиц, А.Гордин, И. Л. Гордон, М.Гордон, Б.И.Горев, Х.Градэ, А.А.Грихилес, А.Г.Грихилес, И.А.Гурвич, Л.-Л.Гурвич, Д.С.Данин, А.-М.Дик, С.Дикштейн, Л.Душман, Ш.Едидович, И.А.Ефрон, Е.Ешурин, Ш.Жирам, И.-Э.Залкинсон, Ю.С.Залкинд, Я.Зельдин, Л.Золоткоф, Б.А.Ивантер, А.С.Изгоев, Л.Иогихес, В.И.Иохельсон, М.Иш-Шалом, И.-Л. Каган, Я.Ф. Каган-Шабшай, М.С. Каммермахер, Л.О.Кантор, А.М.Карпинович, Э.И. Карчмер, А.Н. Катловкер, Я.Ф.Кац, У.Каценельбоген, Ц.-Г.Каценеленбоген, А.-Ш.Кацизне, Ш.Качергинский, В.К.Кенигсон, Ю. Клачко, С.Л.Клячко, А.-У.Ковнер, С.Г.Ковнер, Й.Коген-Цедек, Г.А.Козлов, М.О.Коршун, М.Косовер, Б.А.Котик, С.М.Кравец, Л.А.Куперник, А.Лаврецкий, И.-Э.Ш.Ландау, Й.-З.Я.Ландау, А.-Д.-Б.Лебенсон, М.-И.Лебенсон, А.Левави, М.Левин, М.З.Левин, Т.Р.Левина, Я.А.Ленцман, М.Либер, Лион Д’Ор, С.Ю.Липшиц, С.К.Литвин, Ф.Д.Лифшиц, М.И.Лопатто, М.А.Лясс, М.А.Магат, Д.Г.Маггид, Г.-Н.Магид, М.Майзель, Г.-З. Маргалиот, Х.-Л.Маркон, А. М. Мессерер, С. М. Мессерер, Р. М. Мессерер-Плисецкая Х.-Я.Миникес, Л.С.Минор, А.Моревский, А.Я.Мутник, Н.С.Надеждина, М.И.Нахимсон, Л.Опескин, А.Пиловский, В.Л.Плинер, Г.Плудермахер, Г.С.Померанц, Д.Померанц, И.И.Пресс, М.И.Пресс, А.-Э.Пумпянский, А.И.Рабинович, Л.Ю. Рабинович, И.Равин, Ш.-И.Равин, Г.Равич, Д.Раднер, Л.Я.Райцер, Л.Ран, М.Рейхерсон, Ц.-Г.Рейхерсон, Ш.Рессер, М.С.Ривесман, М.Роджер, Л.Розенталь, Л.М.Розенталь, Н.Розенталь, С.К.Розенталь, Д.Ромм, Г.М.Ронинсон, А.М.Роом, Я.А.Роткович, И.Румшинский, А.Сапир, М.Ф.Сахновская, Л.Сегал, Д.Сегаль, Л.А.Сена, Т.И.Сильман, О.А.Слободская, Э.Л.Соломон, И.Столицкий, Й.-Э.Тривуш, Д.Троцкий, Я.Тышка, Я. А. Файтельсон, Д.А.Франк-Каменецкий, З.Г.Франк-Каменецкий, И.Г.Франк-Каменецкий, И.С.Фридман, Ш.-Й.Фюн, Я. В. Хардман, Д.А.Хвольсон, Я.Хейфец, Э.Цунзер, Я.Цур, Ш.-Й.Чарна, Ц.Шабад, Т. Шанин, А.И.Шатенштейн, Я. Л. Шаус, Р.А.Шахнович, А.В.Шацкес, М.Шацкес, И.Шипкин, А.Шнайдер, Ш.-З.Шреберк, М.О.Штейнберг, О.Н. Штейнберг, Н.О. Шупак, Р.М.Эйгес, Р.Эйнцштейн, Элиягу из Вильны, Г.В.Эпштейн, Б.Е.Этингоф, И.Л.Юдин, В.Р.Якубсон; Семен Зиновьевич Алапин (1856—1923, Гейдельберг, Германия), шахматист, инж.-путеец, в кон. 1870-х гг. один из сильнейших шахматистов России, автор ряда дебютных систем; Сенда Беренсон (1868—1952, США), организатор жен. баскетбола в США в 1890-х гг., автор первой кн. о жен. баскетболе, в 1905—17 пред. К-та жен. баскетбола США; Эстер Виленская (1918—1975), израильский политич. деятель, с 1938 — в Э.-И., в 1944—65 чл. ЦК Компартии Израиля, деп. Кнессета; Меир Вильнер (наст. имя и фам. Дов Ковнер) (р. 1918), политич. деятель, с 1938 — в Э.-И., с 1943 чл. ЦК Компартии Израиля, с 1965 — ее лидер, в 1948—90 деп. Кнессета; Генри (Гирш) Герсони (1844—1897, Нью-Йорк), издатель, переводчик, публицист, пропагандист иврита в США, пер. на англ. яз. рассказы И.С. Тургенева; Эммануэль Гиль (наст. фам. Гликман) (1906—1983, Израиль), спортивный деятель, в 1939—77 координатор Центр. совета спорт. об-ва «Га-Поэль», поч. секр. Федерации спорта Израиля; Виктор Яковлевич Головчинер (1905—1981, Вильнюс), театр. реж., с 1926 актер, с 1928 реж., с 1940 худож. рук. БелГОСЕТа, в 1949—51 гл. реж. Иркутского драм. т-ра, с 1955 гл. реж. Рус. драм. т-ра в Вильнюсе, нар. арт. БССР (1944), ЛитССР (1959); Шлойме-Залман Горовиц (1860—1900, Вильна), автор работ по еврейской генеалогии; Иосиф Ромуальдович Григулевич (1913—1988, Москва), сотрудник спецслужб, историк, чл.-корр. АН СССР (1979), автор работ по истории католицизма, рев. движения в странах Лат. Америки; Арон Гурвич (1901—1973, Цюрих), философ, д-р философии (1928), в 1919—33 — в Германии, в 1933—40 — во Франции, с 1940 — в США, автор работ в обл. феноменологии, психологии и философии логики и математики; Иегуда-Лейб Давидович (наст. фам. Бен-Давид) (1855—1898, Одесса), журналист, печатался в еврейской прессе, автор работ по вопр. педагогики; Сэмюэль Дайхес (1878—1979), ассиролог, с 1905 — в Великобритании, с 1929 през. Большой ложи Бней-Брит Великобритании; Марк-Меир Дворжецкий (1908—1975), обществ. деятель, в 1941—43 один из организаторов еврейского подполья в гетто В., с 1949 — в Израиле, один из создателей ин-та Яд Ва-Шем, Гос. пр. Израиля (1953); Владимир Наумович Едидович (р. 1927), инженер-капитан 1-го ранга, канд. техн. наук (1972), в 1968 — организатор и ученый секретарь Совета по метрологии АН СССР, с 1992 — в США, с 1995 — основатель и первый гл. ред. рус. издания журн. «Форвертс»; Авром Симхович Каценелебоген (1798—1873), первооткрыватель мин. вод в Друскениках (1830-е гг.); Яков Ильич Коритысский (1915—1985, Москва), специалист в обл. механики текстильных машин и текстильного маш-ния, д-р техн. наук (1966), проф. (1968), автор 160 науч. работ; Беньямин Тадикович Моркус (р. 1961), шашист, мастер спорта по шашечной комп., чемп. СССР по комп. в стоклеточных шашках; Ицхак (Антек) Цукерман (1915—1981, Лохамей га-Гетаот, Израиль), обществ. деятель, один из организаторов Сопротивления в Варшавском гетто; во время восстания в Варшаве (1944) — ком. еврейского отряда, в 1945—46 один из организаторов выезда из Польши уцелевших евреев, с 1946 — в Э.-И.; Михаил Павлович Шрейдер (1902—1978, Москва), сотрудник спецслужб, в 1933—37 зам. нач. Моск. уголовного розыска, в 1937—38 зам. наркома внутр. дел КазССР, в 1938—42 — репрессирован, автор кн. «НКВД изнутри» (М., 1995) [сын Ш. — Михаил Михайлович Эланский (р. 1934, Москва), д-р геол.-минералогич. наук, проф.].
В В. жил и работал Н.Д. Никомаров.