ЖИТОМИР
ЖИТОМИР, город (с 1544), центр (с 1937) Житомирской обл. (Украина). Осн. в 9 в. С 1390-х гг. — в составе Вел. кн-ва Литовского, с 1569 — центр повета Киевского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1793 — в составе Рос. империи, с 1795 — уездный город Волынского наместничества, с 1804 — центр Волынской губ.
В 1789 в Ж. проживало 882 еврея (30%), в 1791 — 1261, в 1847 — 9500, в 1857 — 10 675, в 1884 — 21 981, в 1897 — 30 748 (46,6%), в 1902 — 32 648, в 1910 — 38 132 (45,6%), в 1923 — 28 733, в 1939 — 28 733 (30,5%), в 1959 — 14 800 (14%), в 1970 — 14 300, в 1979 — 12 728 (5,2%), в 1989 — 10 700 (3,7%), в 1995 — ок. 5000 евреев (1,6%).
Евреи селились в Ж. с нач. 18 в. (формально до 1792 им было запрещено проживать в городе). В 1753 в Ж. отмечен факт «кровавого навета». В кон. 18 в. в Ж. жили видные проповедники идей хасидизма Зеев-Вольф (?—1798), ученик Дойва-Бера из Межирича и раби Арон (?—1817). С этого времени Ж. стал одним из центров хасидизма на Волыни . В нач. 19 в. раввином в Ж. был А.-Д.-Бер]] из Овруча. С 1802 Ж. и Волынская губ. были включены в черту оседлости; среди еврейского населения числилось 39 купцов и 3136 мещан. В 1802 Янкелем Абрамовичем в Ж. была открыта еврейская типография, в 1803 Гершем Шимановичем — вторая еврейская типография. В 1847 Ханиной-Липой и Иошуа-Гешелем — внуками М.Шапиро в Ж. была возобновлена работа славутской типографии. Все это способствовало подъему духовной жизни евреев города и региона. С 1847 действовало раввинское уч-ще (в 1873преобразовано в Учительский ин-т, к-рый в дек. 1885 повелением имп. Александра III был закрыт «за ненадобностью»), в 1857—65 имелось 27 синагог (все — хасидские) и 21 хедер. В 1862 в Ж. было основано первое в России ремесл. уч-ще для евреев, к-рое подготовило св. 1500 специалистов (закрыто в 1884, т. к., по версии властей, давало «евреям экономич. перевес над христианами в Юго-Зап. крае»).
В 1860-х гг. из 56 купцов Ж. 48 — евреи. В 1897 разл. ремеслами занимались св. 4,5 тыс. евреев, торгово-посреднической деятельностью — 11 тыс. В нач. 20 в. евреи составляли 2/3 ремесленников.
Во 2-й пол. 1890-х гг. в Ж. возн. марксистский кружок (рук. И.Мицкун), в 1901 — орг-ция Бунда (среди создателей — Я.Кравецкий, Мицкун, М.Сохис, М.Фридман, С.Шнейдер), в 1902—03 работала подпольная б-ка. Весной 1903 прошли массовые аресты бундовцев, к-т Бунда был разгромлен, но вскоре возродился (в июне 1903 орг-ция Бунда объединяла 400 чел.). В кон. 1904 в Ж. созданы отряды еврейской самообороны. Во время погрома в апр. 1905 было убито ок. 50 и ранено ок. 200 чел. (погибло 14 бойцов самообороны). В 1903—04 в Ж. имелись 54 хедера, талмуд-тора, 5 частных еврейских школ и 2-классное уч-ще (в последнем — 620 уч-ся). В 1910 — 27 синагог, 2 еврейских кладбища, еврейская богадельня, дешевая столовая, дет. летняя колония еврейского благотворит. об-ва, еврейская больница, субботняя жен. школа.
В 1902 губернским раввином был Соломон Аронович Скоморовский, в 1912 казенными раввинами в Ж. были Мойше-Арон Шмулевич, Векслер и Йона Мойшевич Болухор.
В 1916 в Ж. были открыты очаг для детей-беженцев и еврейское жен. проф. уч-ще. В сент. 1916 в Ж. были расклеены воззвания к населению с призывом к избиению евреев. 7—10 янв. 1919 войска Директории устроили в Ж. погром. Во время след. погрома (22—26 марта 1919) убито 317 евреев. В мае — июне 1920 Ж. оккупировали польск. войска; евреи вновь подверглись притеснениям. В 1920 в Ж. был открыт пед. еврейский техникум, в 1922 — Междунар. дет. бюро. До 1922 раввином в Ж. был Довид Бодник. В 1922 в Ж. прошла кампания по закрытию иешив и хедеров. В 1920-х гг. книгоиздатель Меир Эпштейн выпускал и распространял в Ж. религ. лит-ру. В 1921 в Ж. было организовано отд-ние Евсекции. В 1920-х гг. в Ж. действовал к-т Евкомола; еврейские обществ. и политич. орг-ции и объединения были запрещены, активисты сионистского движения арестованы. В 1925 выходцами из Ж. было создано 13 еврейских земледельч. колоний в Херсонском окр. В 1929 существовали нелег. любавичский хедер (100 уч-ся). В 1934—37 действовала подпольная любавичская иешива. Преподавателей после закрытия иешивы осудили на 10 лет лишения свободы, детей поместили в закрытые дет. дома.
9 июля 1941 Ж. оккупировали герм. войска. 19 июля было расстреляно ок. 100 евреев, в кон. июля — еще неск. сотен, 3 авг. — ок. 400, 7 авг. — 404, 17 авг. — 266 евреев. 5 сент. 1941 оккупац. власти провели регистрацию евреев (учтено было 4820 чел.). В окт. 1941 расстреляно 1500 евреев, 19 авг. 1942 — 237 евреев-рабочих. После освобождения Ж. было выявлено 6 мест массового захоронения расстрелянных евреев близ хутора Довжик (погребено 9623 чел.) и 13 могил в лесу на 8-м км Новоград-Волынского ш. (захоронено, а затем сожжено до 20 тыс. чел.).
После 1945 в Ж. вернулось неск. тыс. евреев. В 1945 была открыта синагога, к-рую посещали 50—80 чел., по субботам — 100—180, в праздники — 800—1000 чел. Раввином был Мотель Иосифович Вошило (1886—?), шохетами — Еля Пинский (1895—?), Лазарь Гдальевич Коган (1890—?), Пейсах Давидович Фельдман (1893—?), моэлом — Мойше Гершкович Ройтберг (1891—?). В 1955 пред. общины В.Шульман организовал выпечку мацы. В 1962—63 синагога в Ж. была закрыта. В 1975 было закрыто еврейское кладбище. В 1981 действовала синагога, периодически в Ж. приезжал шохет. В 1970-х гг. начался массовый выезд евреев в Израиль и др. страны. В 1989 создано Еврейское культурно-просветит. об-во, в 1990-х гг. открыты воскресная и вечерняя еврейские школы, позднее школа «Ор Авнер». В 1991—94 раввином Ж. был Шмуэль Плоткин, с 1994 — Шлоймо Вильгельм (р. 1969, Иерусалим) — оба представители М.-М.Шнеерсона.
В 1992 в Ж. создана еврейская религ. община. Тогда же общине возвращена синагога, закрытая в 1937. В здании одной из синагог находится музей. С 1996 открыт «Хесэд Шломо».
В Ж. род.: С.С.Айнзафт, А.Я.Александров, А.Б.Арончик, Г.И.Бабат, А.И.Безыменский, Л.А.Березный, О.С.Бернштейн, Я.А.Биренбойм, О. Я. Боксер, В.И.Векслер, А.Л.Волынский, Я.Б.Гамарник, А.Л.Гейфман, Х.М.Гопник, Д.В.Горфин, М.Д.Касьяник, Р. Кацман,А.М.Кипнис, Б.Б.Коган, А.М.Константинопольский, М.И.Корнфельд, И.Ландо, А.М.Любович, Е. И. Меламед, М.Б.Митин, И.Народицкий, Л. В. Никулин,Н.Е.Перельман, Н.М.Подгорный, А.Пятигорская, И.Д.Радомысельский, А.Б.Ранович, У.С.Розенцвейг, Я.Сегал, Ш.-Ц.Скомаровский, Р.С.Скоморовский, З.Скудицкий, Л.З.Слонимский, Г.И.Трахтенберг, И.М.Трахтенберг, М.И.Усанович, С.Фрай, М.И.Черняхивский, Ф.О.Шамес, М.Е.Швец, М.И.Шефтель, М.М.Шлуглейт, М.Э.Шнейдерман, А.П.Штеренберг, Д.П.Штеренберг, Л. Я. Штеренберг, Я.Н.Эйдельман; Марк Яковлевич Бирман (1900—1960, Москва), ген.-майор (1943), в 1941—45 нач. штаба ряда армий, нагр. 7 орд.; Григорий Львович Головинский (р. 1923), музыковед, д-р иск-ведения; Зинаида Васильевна Гордон (р. 1908), врач, в 1943—45 декан сан.-гигиенич. ф-та Свердловского мед. ин-та, затем уч. секр. АМН СССР; Николай Заграничный (р. 1969), спортсмен, с 1991 — в Израиле, в 1993 серебр. призер чемп. Европы по вольной борьбе; Фрэнк Керк (Кирк) (1889—1963, Нью-Йорк), живописец, с 1910 — в США, осн. худож. секции в «Идишер Культур-Фарбунд» в Нью-Йорке, автор стенных росписей для ряда т-ров в США; Григорий Ефимович Пилиповский (1904—1982, Москва), контр-адмирал (1958), в годы 2-й мир. войны — ком. крейсера, нагр. 5 орд.; Борис Акимович Фербер (1859—1895, Петербург), публицист, публ. в журн. «Восход»; Шлойме (Шмуэль) Ягдал (1870—1936, Бостон, США), журналист, с 1894 — в США, в 1906—25 ред. социалистич. газ. на идише «Дос нае ворт»; Пейси Яновский (1914—1972, Пермь), поэт, писал на идише.
С.Я.Елисаветский (авт. статьи)