КАЛИШ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 19:09, 5 декабря 2022; Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

КАЛИШ, город в Велькопольском воеводстве (Республика Польша). Изв. со 2 в. н. э. В 1253 получил Магдебургское право. В 16–18 вв. –главный город Калишского воеводства в составе Речи Посполитой. В 1793–1807 – в составе Пруссии, в 1807–15 – Вел. герцогства Варшавского. С 1815 – в составе Рос. империи, в 1815–37 – центр Калишского воеводства, в 1837–44 и с 1867 – губернский город.

В 1629 в К. проживало 205 евреев, в 1787 – 487, в 1808 – 2535 (37,7%), в 1827 – 3463 (28,6%), в 1857 – 4352 (36,2%), в 1897 – 7580 (32%), в 1908 – 14 318 (36,2%), в 1921 – 15 566 (34,9%) в 1931 – 15 300 (27,6%), в 1939 – ок. 25 000, в 1946 – ок. 290 евреев.


В 1139 в К. переселилась группа евреев из Германии. В 1264 евреи К. получили привилегии (т. н. Калишский статут), послужившие в дальнейшем основой польск. законодательства в отношении евреев. В 1287 евреи К. выкупили у города участок земли для устройства кладбища. В том же году была основана община, к-рая считалась одной из старейших в Вост. Европе. С сер. 14 в. вся финанс. и торг. деятельность общины была сосредоточена на еврейской улице. В 1349 эпидемия чумы повлекла за собой антиеврейские настроения в городе. В 1358 евреи К. получили разрешение на постройку синагоги (уничтожена пожаром в 1857).

Осн. сферы экономич. деятельности евреев К. в 15–17 вв. – торговля (в т. ч. с Краковом и Бреславлем – Вроцлавом), ссудные операции, ювелирное и портняжное ремесла. В 1542 в К. поселились евреи из Богемии, Венгрии и Германии; этот факт спровоцировал антиеврейские беспорядки. В 1557 произошел инцидент, связанный с «кровавым наветом», в 1565 была осквернена синагога. В 1620 по ложному обвинению в оскорблении христианской религии в К. был убит еврей. В 1656 во время захвата города войсками гетмана С. Чернецкого было убито ок. 600 еврейских семей и полностью разрушен еврейский квартал. Через нек-рое время община возродилась. В 1670 общину пополнили евреи-беженцы из Вены. В 1676 король Ян III Собеский предоставил привилегии общине К.; Сейм Речи Посполитой в 1678 установил экономич. льготы евреям К. в виде частичного освобождения их от налогов. В 1706 евреи К. пострадали от пожара, в 1708 – от эпидемии чумы. В 1763 имел место факт «кровавого навета». Во 2-й пол. 18 в. экономич. положение евреев К. заметно улучшилось благодаря занятию винокурением и росту объема торговли зерном, скотом и шерстью.


В 17 в. К. становится одним из важнейших духовных центров польск. евреев. В сер. 17 в. в К. жил раввин Иоханан Кремницер. В 1640–44 раввином К. был раби Шломо-Залман, в 1658–80 – Исроэль Шапиро, основавший иешиву, Авром Гомбинер (1636–1683), в 1696–1705 – Иегуда-Арье-Лейб Калиш, в 1821–31 – Мойше-Эфроим Ашкенази, много сделавший для распространения хасидизма в К. В 1835–40 раввином был Шлойме Эгер (1785–1852), в 1840–49 – И.Раголер, в 1853–56 – Цви-Гирш Хайес (1807–1856), в 1856–60 – М. Ойербах.


В 1835 в К. была открыта еврейская больница (работала до 1939). До 1862 К. был закрыт для свободного поселения евреев из др. нас. пунктов Царства Польского. К нач. 1860-х гг. евреи К. владели пр-тиями по выделке сукна и дублению кожи, монополизировали торговлю шерстью, вином, открыли в городе мыловарни и возобновили винокурение. В 1870-х гг. евреи-предприниматели расширили в К. произ-во кружевных изделий, к-рые пользовались спросом в Центр. России и Китае, и изделий с вышивкой. В кон. 19 – нач. 20 в. евреи основали в К. швейные мастерские, текстильные, вязальные и чулочные ф-ки, ф-ку по произ-ву игрушек (в осн. кукол). В 1870 в К. работало нач. еврейское уч-ще, в 1875 – еврейская школа с преподаванием на рус. яз.


С 1862 раввином К. был Х.-Э. Вакс, затем Шимшон Оренштейн, в 1907–32 – Й. Лифшиц (1864–?). Большим влиянием среди евреев К. пользовался хасидизм, мн. евреи К. были приверженцами династий варковских и гурских хасидов. В 1893 в городе действовало 55 синагог, в т. ч. неск. хасидских. Изв. кантором в одной из синагог был Ноах Залюдковский (1859–1931). С 1899 действовало об-во помощи бедным евреям.


В 1898 в К. был создан первый сионистский кружок, в 1900 – отд-ние Бунда. В 1908 среди евреев К. числилось св. 3 тыс. рабочих. В 1909 евреям К. принадлежало 32 пр-тия (из 67) с осн. капиталом в 1 млн. руб. (из 2 млн. 150 тыс.), на к-рых работало 2194 еврея (из 3886 чел.). Евреи владели почти половиной ремесл. мастерских города.


В 1909 был создан к-т помощи евреям, уезжавшим из России.

В нач. 20 в. в талмуд-торе обучение проходило 450 уч-ся. В 1913 была открыта еврейская гимназия, в 1917 – еврейская школа, позднее – еврейский дет. сад и 2 школы.

В 1919 в К. были созданы отряды еврейской самообороны. Во 2-й пол. 1920-х гг. в К. усилилась антисемитская пропаганда с призывами к экономич. бойкоту еврейских торговцев и ремесленников.

В 1920–30-х гг. в К. открылось 3 школы с преподаванием на идише, находившиеся под влиянием Бунда. Действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций, культурные и рабочие ассоциации со своими просветит. учреждениями и органами печати (выходило 5 еврейских изд.).

В сент. 1939 К. был оккупирован частями вермахта. Ок. 20% евреев города эвакуировалось. В связи с прибытием в К. балтийских фольксдойче 20 нояб. 1939 неск. тыс. евреев К. были отправлены в р-н Люблина. В 1940 почти 7 тыс. бежавших из К. евреев попали в Варшавское гетто. К янв. 1940 в К. оставалось 612 евреев, в осн. ремесленников. В окт. 1940 в окрестных лесах были расстреляны евреи, страдавшие хронич. заболеваниями. Для остальных было создано гетто, в к-ром содержалось ок. 400 чел. В кон. 1941 ок. 200 евреев (в т. ч. дети) были отправлены в лагерь уничтожения Хелмно. В июле 1942 оставшиеся евреи К. были депортированы в гетто Лодзи.

После освобождения в К. вернулось ок. 500 евреев. Были открыты синагога и обществ. столовая, при помощи Джойнта и ОРТа создано неск. кооперативов. К сер. 1950-х гг. евреи покинули К. Сохранились остатки еврейского кладбища с братской могилой расстрелянных в период Катастрофы.

В К. род.: Ц. Маковский, А. С. Перетц, Х. Русак, С. Сакс, Л. Фукс; Элиягу Залюдковский (1888–1943), кантор, сын Н. Залюдковского, с 1926 – в США, автор книги о знаменитых канторах; Меир Пакнтрегер (1914–1960, Израиль), литератор, с 1942 – в Э.-И., автор книг прозы и поэзии на идише.

В К. жил и работал Ц. Маковский.