ЛЮБАВИЧИ: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
В 1851 в Л. проживало 710 евреев, в 1863 – 978 (64,5%), в 1869 – 747, в 1881 – 1289 (63,2%), в 1897 – 1660 (61,2%), в 1908 – 2325 (68,8%), в 1921 – 1320 (58%), в 1926 – 967 (50%), в 1939 – 1069 евреев. [[Категория:География]] | В 1851 в Л. проживало 710 евреев, в 1863 – 978 (64,5%), в 1869 – 747, в 1881 – 1289 (63,2%), в 1897 – 1660 (61,2%), в 1908 – 2325 (68,8%), в 1921 – 1320 (58%), в 1926 – 967 (50%), в 1939 – 1069 евреев. [[Категория:География]] | ||
В 17 в. в Л. существовало еврейское кладбище. В 1799–1800 в Л. имелись 99 еврейских дворов и синагога. Раввином Л. во 2-й пол. 18 в. был ученик ''[[ДОЙВ-БЕР из Межирича|Дойва-Бера]] из Межирича'' раби Иссахар-Бер. С приездом в 1813 сына [[ШНЕЕР-ЗАЛМАН из Ляд|Шнеер-Залмана]] раби [[ДОЙВ-БЕР из Любавичей|''Дойв-Бера'']] из Любавичей Л. стали центром любавичского хасидизма. С 1832 раввином Л. был Иссахар-Бер Гуревич. В 1847 еврейское население Л. пострадало от эпидемии холеры. [[Категория:География]] | В 17 в. в Л. существовало еврейское кладбище. В 1799–1800 в Л. имелись 99 еврейских дворов и синагога. Раввином Л. во 2-й пол. 18 в. был ученик ''[[ДОЙВ-БЕР из Межирича|Дойва-Бера]] из Межирича'' раби Иссахар-Бер. С приездом в 1813 сына [[ШНЕЕР-ЗАЛМАН из Ляд|Шнеер-Залмана]] раби [[ДОЙВ-БЕР из Любавичей|''Дойв-Бера'']] ''из Любавичей'' Л. стали центром любавичского хасидизма. С 1832 раввином Л. был Иссахар-Бер Гуревич. В 1847 еврейское население Л. пострадало от эпидемии холеры. [[Категория:География]] | ||
Осн. занятие еврейского населения в 19 в. – торговля льном, др. источник дохода – предоставление жилья приезжавшим в Л. многочисл. хасидам. В Л. проходили две ярмарки в год (т. н. Крещенская была общегубернской, ее оборот в сер. 19 в. превышал 500 тыс. руб.). В 1851 в Л. было 5 синагог, 5 хедеров, в 1853 существовало 2-классное казенное еврейское уч-ще 1-го разряда. В 1881 евреям принадлежало 238 домов из 382, действовал кожевенный з-д Менделя Песькина (осн. в 1870). [[Категория:География]] | Осн. занятие еврейского населения в 19 в. – торговля льном, др. источник дохода – предоставление жилья приезжавшим в Л. многочисл. хасидам. В Л. проходили две ярмарки в год (т. н. Крещенская была общегубернской, ее оборот в сер. 19 в. превышал 500 тыс. руб.). В 1851 в Л. было 5 синагог, 5 хедеров, в 1853 существовало 2-классное казенное еврейское уч-ще 1-го разряда. В 1881 евреям принадлежало 238 домов из 382, действовал кожевенный з-д Менделя Песькина (осн. в 1870). [[Категория:География]] |
Версия 09:12, 30 октября 2022
ЛЮБАВИЧИ, село в Руднянском р-не Смоленской обл. (Российская Федерация). Изв. с 1521. С 1772 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – местечко Бабиновичского, с 1840 – Оршанского у. Могилевской губ. С сер. 1920-х гг. – Любавичский еврейский нац. сельсовет Руднянского р-на Смоленской губ.
В 1851 в Л. проживало 710 евреев, в 1863 – 978 (64,5%), в 1869 – 747, в 1881 – 1289 (63,2%), в 1897 – 1660 (61,2%), в 1908 – 2325 (68,8%), в 1921 – 1320 (58%), в 1926 – 967 (50%), в 1939 – 1069 евреев.
В 17 в. в Л. существовало еврейское кладбище. В 1799–1800 в Л. имелись 99 еврейских дворов и синагога. Раввином Л. во 2-й пол. 18 в. был ученик Дойва-Бера из Межирича раби Иссахар-Бер. С приездом в 1813 сына Шнеер-Залмана раби Дойв-Бера из Любавичей Л. стали центром любавичского хасидизма. С 1832 раввином Л. был Иссахар-Бер Гуревич. В 1847 еврейское население Л. пострадало от эпидемии холеры.
Осн. занятие еврейского населения в 19 в. – торговля льном, др. источник дохода – предоставление жилья приезжавшим в Л. многочисл. хасидам. В Л. проходили две ярмарки в год (т. н. Крещенская была общегубернской, ее оборот в сер. 19 в. превышал 500 тыс. руб.). В 1851 в Л. было 5 синагог, 5 хедеров, в 1853 существовало 2-классное казенное еврейское уч-ще 1-го разряда. В 1881 евреям принадлежало 238 домов из 382, действовал кожевенный з-д Менделя Песькина (осн. в 1870).
С 1882 раввином в Л. был Довид Якубсон. В 1894 меламедские свидетельства с правом открытия хедеров получили Гирш и Довид Скобло, а также Гершон Израилевич Итсон. В 1895–96 в Л. числилось 7 меламедов. В 1897 Ш.-Д.-Б. Шнеерсон основал в Л. иешиву «Томхей Тмимим».
В 1900 пожар уничтожил мн. принадлежавшие евреям лавки. В нач. 1900-х гг. действовало отд-ние «Поалей Цион». В 1904 в Л. устраивал собрания Витебский к-т Бунда. В нач. 20 в. еврейское казенное уч-ще было преобразовано в 2-классное нар. уч-ще, при нем открыты жен. смена и ремесл. отд-ние (в 1913 – 3 учителя и 118 уч-ся). В 1908 в Л. имелось 5 синагог, в 1912 – еврейское ссудо-сберегат. т-во. В 1916–17 действовал Еврейский к-т помощи жертвам войны. В 1918 иешива переехала в Кременчуг.
В 1918 евреи захватили 400 дес. земли бывш. имения и организовали с.-х. коллектив «Пахарь» (в 1925 – 43 семьи, 246 чел.). К 1922 в результате конфликта с крестьянами у евреев осталось 160 дес., на к-рых под вывеской коллектива велись единоличные х-ва.
В 1920 в Л. работали еврейская школа 1-й ступени (140 уч-ся), дет. сад (40 детей), вечерние курсы, еврейский отд. при б-ке. В 1921 пожаром было уничтожено св. 300 домов. В 1923 во время пожара сгорело здание школы. К 1925 были закрыты клубы им. Воровского и «Ге-Халуц»; работали хедеры. «Ге-Халуц» организовал с.-х. коммуну «Тель-Цур» в бывш. совхозе «Белозерье» (32 чел., в осн. не местные). В 1925 в Л. числилось 205 еврейских семей, из них земледельцев – 43, кустарей – 80, торговцев – 27; среди семей евреев было 8 зажиточных, 57 середняцких, 134 бедных, 6 семей содержались за обществ. счет. Среди кустарей (кроме двух, все одиночки) было 20 сапожников, 9 кузнецов, 6 портных. В 1925 была организована ссудо-сберегат. касса, действовали артель кузнецов; с.-х. и потребит. кооперативы. В нач. 1920-х гг. религ. евреи подверглись гонениям со стороны Евсекции. В 1926 выходцы из Л. основали еврейский с.-х. коллектив «Новый путь» (7 семей, 49 чел.) в Евпаторийском р-не. В 1938 в Л. была закрыта еврейская нач. школа.
Летом 1941 Л. заняли части вермахта. В сент. 1941 в Л. было создано гетто (500 чел.), тогда же было расстреляно 17 евреев-мужчин. 4 нояб. 1941 в Л. было расстреляно ок. 500 евреев.
После 1945 на месте расстрела установлен памятный знак. Могилы Цемах Цедек и Ш. Шнеерсона, находящиеся на разрушенном еврейском кладбище, являются местом паломничества. В кон. 1980-х гг. моск. хасидская община приобрела дом, «Бейт хабад», предназначенный для нужд паломников. В 2001 в Л. открыт музей истории любавичского хасидизма.
В 2002 в Л. проживала одна еврейка.
В Л. род.: М. Белинер, И. Бовшовер , Й.-И. Шнеерсона, Ш. Шнеерсон, Ш.-Д.-Б. Шнеерсон, И.-Л. Шнеерсон.