СТОЛЕРМАН Самуил Александрович: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Importing text file)
(добавлена категория, правка текста, ссылок)
 
Строка 1: Строка 1:
СТОЛЕРМАН Самуил Александрович (1874, [[Кяхта]] Забайкальской обл. – 1949, [[Киев]]), дирижер. Играл в Иркутском воен. духовом орк. В сер. 1890-х гг. дирижировал струн. орк. драм. т-ра, затем – орк. странствующей опереточной труппы. С 1905 учился в [[Москва|Москве]] дирижированию у В.И.Сафонова, к-рый рекомендовал С. на должность дирижера т-ра Нар. дома ([[Москва]]), где в сер. 1900-х гг. С. поставил оп. «Руслан и Людмила» М.И.Глинки и «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова. Позднее возглавил симф. орк. в [[Красноярск|Красноярске]], затем во [[Владивосток|Владивостоке]]. С 1917 работал в т-рах [[Тифлис|Тифлиса]], [[Баку]] и др. городов. В 1927–44 возглавлял Одесский оперный т-р, в 1944–49 – Киевский т-р оперы и балета. С. – первый дирижер-постановщик оп. «Сказание о Шота Руставели» Д.И.Аракишвили (1919), «Лейла» (1922) В.И.Долидзе в [[Тифлис|Тифлисе]], «Тамара Коварная» М.А.Баланчивадзе (1926), «Аршин мал алан» (муз. комедия) У.Гаджибекова, «Шах Сенем» Р.М.[[Глиэр|Глиэра]] в [[Баку]]. В [[Одесса|Одессе]] поставил оп. «Золотой обруч» (под назв. «Захар Беркут», 1930) Б.Н.Лятошинского, «Тарас Бульба» Н.В.Лысенко (в новой редакции Л.И.Ревуцкого) и др. В репертуаре С. были и классич. оп.: «Лоэнгрин» Р.Вагнера, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Аида» Дж.Верди, «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, «Пиковая дама» П.И.Чайковского и др. Засл. арт. ГССР (1924). Нар. арт. УССР (1937).
СТОЛЕРМАН Самуил Александрович (1874, [[КЯХТА|Кяхта]] Забайкальской обл. – 1949, [[КИЕВ|Киев]]), дирижер. Играл в Иркутском воен. духовом орк. В сер. 1890-х гг. дирижировал струн. орк. драм. т-ра, затем – орк. странствующей опереточной труппы.  
 
С 1905 учился в [[МОСКВА|''Москве'']] дирижированию у В.И.Сафонова, к-рый рекомендовал С. на должность дирижера т-ра Нар. дома (''Москва''), где в сер. 1900-х гг. С. поставил оп. «Руслан и Людмила» М.И.Глинки и «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова.  
 
Позднее возглавил симф. орк. в [[КРАСНОЯРСК|Красноярске]], затем во [[ВЛАДИВОСТОК|Владивостоке]]. С 1917 работал в т-рах [[ТИФЛИС|Тифлиса]], [[БАКУ|Баку]] и др. городов. В 1927–44 возглавлял Одесский оперный т-р, в 1944–49 – Киевский т-р оперы и балета.  
 
С. – первый дирижер-постановщик оп. «Сказание о Шота Руставели» Д.И.Аракишвили (1919), «Лейла» (1922) В.И.Долидзе в Тифлисе, «Тамара Коварная» М.А.Баланчивадзе (1926), «Аршин мал алан» (муз. комедия) У.Гаджибекова, «Шах Сенем» Р.М.[[ГЛИЭР Рейнгольд-Эрнст Морицевич|Глиэра]] в [[БАКУ|Баку]]. В [[ОДЕССА|Одессе]] поставил оп. «Золотой обруч» (под назв. «Захар Беркут», 1930) Б.Н.Лятошинского, «Тарас Бульба» Н.В.Лысенко (в новой редакции Л.И.Ревуцкого) и др. В репертуаре С. были и классич. оп.: «Лоэнгрин» Р.Вагнера, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Аида» Дж.Верди, «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, «Пиковая дама» П.И.Чайковского и др. Засл. арт. ГССР (1924). Нар. арт. УССР (1937).
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]

Текущая версия на 20:59, 28 июня 2022

СТОЛЕРМАН Самуил Александрович (1874, Кяхта Забайкальской обл. – 1949, Киев), дирижер. Играл в Иркутском воен. духовом орк. В сер. 1890-х гг. дирижировал струн. орк. драм. т-ра, затем – орк. странствующей опереточной труппы.

С 1905 учился в Москве дирижированию у В.И.Сафонова, к-рый рекомендовал С. на должность дирижера т-ра Нар. дома (Москва), где в сер. 1900-х гг. С. поставил оп. «Руслан и Людмила» М.И.Глинки и «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова.

Позднее возглавил симф. орк. в Красноярске, затем во Владивостоке. С 1917 работал в т-рах Тифлиса, Баку и др. городов. В 1927–44 возглавлял Одесский оперный т-р, в 1944–49 – Киевский т-р оперы и балета.

С. – первый дирижер-постановщик оп. «Сказание о Шота Руставели» Д.И.Аракишвили (1919), «Лейла» (1922) В.И.Долидзе в Тифлисе, «Тамара Коварная» М.А.Баланчивадзе (1926), «Аршин мал алан» (муз. комедия) У.Гаджибекова, «Шах Сенем» Р.М.Глиэра в Баку. В Одессе поставил оп. «Золотой обруч» (под назв. «Захар Беркут», 1930) Б.Н.Лятошинского, «Тарас Бульба» Н.В.Лысенко (в новой редакции Л.И.Ревуцкого) и др. В репертуаре С. были и классич. оп.: «Лоэнгрин» Р.Вагнера, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Аида» Дж.Верди, «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, «Пиковая дама» П.И.Чайковского и др. Засл. арт. ГССР (1924). Нар. арт. УССР (1937).