НАЛЬЧИК: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(добавлена ссылка)
(правка текста, ссылок)
Строка 1: Строка 1:
НАЛЬЧИК, город (с 1921), столица Кабардино-Балкарской Республики (Российская Федерация). Осн. в 1743. С 1817 – крепость, с 1838 – воен. поселение, с 1871 – слобода, центр Нальчикского окр. Терской обл. С 1921 – центр Кабардино-Балкарской АССР (в 1944–57 – Кабардинской АССР). [[Категория:География]]В 1866 в Н. проживало 74 еврейских семьи, в 1886 – 335 евреев, в 1897 – 1040 евреев (32,4%), в 1908 – 1307 горских евреев, в 1926 – 1458 (11,3%), в 1939 – 3007 евреев, в 1959 – 2168 горских евреев (2,5%), в 1970 – 5171 еврей (в т. ч. 2581 горский и 2 крымчака), в 1979 – 2851 (1,4%), в 2002 – 955 евреев. [[Категория:География]]Евреи стали селиться в пригородах Н. в 1-й пол. 19 в. К сер. 19 в. горские евреи были сосредоточены в т. н. Еврейской Колонке. В 1848 была открыта синагога, для к-рой в 1868 был приобретен дом. Раввином Н. в 1850-х гг. был Ягья Куданетов, в 1860-х гг. – Гешей Амиров. [[Категория:География]]В сфере экономич. деятельности евреев Н. во 2-й пол. 19 в. преобладали торговля и ремесла, в осн. выделка кожи. В кон. 19 в. в Н. было 2 синагоги. В 1902 была предпринята попытка создать в Н. школу для горских евреев. В 1910-х гг. в Н. действовало 3 хедера. В 1914 евреям принадлежали 11 лавок и магазинов (в т. ч. ювелирный, обе лавки кожевенных товаров, 2 мануфактурные и единств. посудная). [[Категория:География]]Раввином Н. в кон. 19 – нач. 20 в. был Хазкиягу Абрамович Амиров (1855–?), в 1910-х гг. – Ицхак Гилядов (?–1918), в 1918–23 – С.Р.Шаулов (1880–?). [[Категория:География]]В 1918 зам. нач. созданной местным населением милиции был Ханаан Эфраимов. Летом 1920 для отправки на фронт в Н. формировалась еврейская кав. часть «для защиты от погромов, устраиваемых поляками». С 1921 работало отд-ние Евкомола. В нач. 1920-х гг. в Н. активно действовали сионистские орг-ции, в т. ч. отд-ние «Поалей Цион». В 1925 еврейский квартал Н. был выделен в отд. адм. р-н в составе города. В том же году в Н. действовала школа для горских евреев (дир. – Камуил Исаакович Гилядов; в 1923 К.И.Гилядов подготовил и издал в Н. букварь на языке горских евреев, использовав еврейский алфавит). В 1927 был избран совет квартала (ликвидирован в 1938), в к-рый входили евреи – милиционер и фельдшер. В том же году были созданы еврейские кооперативы сапожников и кожевенников. С 1928 в Н. действовало отд-ние ОЗЕТ. В кон. 1920-х гг. 57% горских евреев Н. занимались с. х-вом. В 1930-х гг. евреи Н. начали переселяться в др. р-ны города. Раввином Н. в эти годы был раби Нехемья. В 1924–31 одним из четырех языков, на к-ром выходила газ. «Красная Кабарда», был язык горских евреев. [[Категория:География]]28 окт. 1942 Н. оккупировали части вермахта. В нояб. 1942 – нач. янв. 1943 в Н. существовало «открытое» гетто, где находилось неск. тысяч чел. Горские евреи компактно проживали в особом р-не, куда после оккупации переселились местные евреи из др. р-нов города. В нач. нояб. 1942 в Н. было убито неск. десятков ашкеназийских евреев (в т. ч. эвакуированных) и 10 горских (как «сов. активисты»). После проведения регистрации евреев была конфискована часть их имущества. Евреям приказали носить шестиконечные звезды; после переговоров представителей общины горских евреев с местными властями приказ был отменен 16 дек. 1942. При созданном оккупац. властями нац. совете был организован «нац. совет татов» (15 чел.). 4 янв. 1943 Н. был освобожден. [[Категория:География]]В 1945 в Н. вновь начала действовать закрытая ранее синагога (ул. Подгорная, д. 79); в обычные дни синагогу посещало 35–45 чел., в праздничные – 350–450 чел. Раввинами были С.Р.Шаулов и Шамуля Хазкеевич Амиров (1880–?); обязанности шохета и моэла исполнял раввин Нахамшия Хазкеевич Амиров (1882–1968), сын Х.А.Амирова. В 1947 прекратилось преподавание языка горских евреев в школе. В 1940–50-х гг. большинство горских евреев Н. было занято в швейной и обувной пром-сти. В 1959 при обувной ф-ке был создан вок.-инструм. «Горско-еврейский ансамбль», позднее переим. в «Татский нар. вок.-муз. ансамбль» под упр. Виктора Шабаева. [[Категория:География]]С 1988 в Н. действуют обществ.-политич. культурный центр «Товуши», основанный внучкой К.И.Гилядова Светланой Ароновной Даниловой (р. 1940, Нальчик), муз. школа «Шуламит» (дир. – Нина Кардаильская), воскресная еврейская школа «Мехина», воскресный дет. сад. [[Категория:География]]В 1990 в Н. была построена новая синагога. С 1993 выходит газ. «Евреи Северного Кавказа» (ред. – Михаил Завелевич Иофин). В сер. 1990-х гг. начала работать еврейская общеобразоват. школа. [[Категория:География]]В 1990-х гг. раввином Н. был Овшалум Ильханович Шамилов (1942–1996, Нальчик), с 2005 – представитель М.-М. [[Шнеерсон|Шнеерсона]] Леви Шабаев (р. 1970, Нальчик). С 2000 пред. еврейской общины – Борис Шербетович Изгияев (р. 1938, Нальчик), в 2005–2006 пред. религ. общины – Герсил Рубинович Рубинов (р. 1946, Дербент). [[Категория:География]]В 2005 в Н. проживало ок. 2,5 тыс. евреев. [[Категория:География]]
НАЛЬЧИК, город (с 1921), столица Кабардино-Балкарской Республики (Российская Федерация). Осн. в 1743. С 1817 – крепость, с 1838 – воен. поселение, с 1871 – слобода, центр Нальчикского окр. Терской обл. С 1921 – центр Кабардино-Балкарской АССР (в 1944–57 – Кабардинской АССР).
В Н. род.: Е. Г. [[АМИРАМОВ Ефрем Григорьевич|Амирамов]], И.И.[[Иллазаров]], В.М.[[Киршон]], Д.А.[[Шабаев]], С.С.[[Шабаев]]; Илья Ильягумович Давыдов (р. 1932), живописец, участник выставок с 1957; Владимир Моисеевич Шабаев (р. 1959), физик, д-р физ.-матем. наук (1992), проф. СПГУ (1998), специалист в обл. квантовой механики. [[Категория:География]]
 
В 1866 в Н. проживало 74 еврейских семьи, в 1886 – 335 евреев, в 1897 – 1040 евреев (32,4%), в 1908 – 1307 горских евреев, в 1926 – 1458 (11,3%), в 1939 – 3007 евреев, в 1959 – 2168 горских евреев (2,5%), в 1970 – 5171 еврей (в т. ч. 2581 горский и 2 крымчака), в 1979 – 2851 (1,4%), в 2002 – 955 евреев.
 
Евреи стали селиться в пригородах Н. в 1-й пол. 19 в. К сер. 19 в. горские евреи были сосредоточены в т. н. Еврейской Колонке. В 1848 была открыта синагога, для к-рой в 1868 был приобретен дом. Раввином Н. в 1850-х гг. был Ягья Куданетов, в 1860-х гг. – Гешей Амиров.
 
В сфере экономич. деятельности евреев Н. во 2-й пол. 19 в. преобладали торговля и ремесла, в осн. выделка кожи. В кон. 19 в. в Н. было 2 синагоги. В 1902 была предпринята попытка создать в Н. школу для горских евреев. В 1910-х гг. в Н. действовало 3 хедера. В 1914 евреям принадлежали 11 лавок и магазинов (в т. ч. ювелирный, обе лавки кожевенных товаров, 2 мануфактурные и единств. посудная). Раввином Н. в кон. 19 – нач. 20 в. был Хазкиягу Абрамович Амиров (1855–?), в 1910-х гг. – Ицхак Гилядов (?–1918), в 1918–23 – С.Р.Шаулов (1880–?). В 1918 зам. нач. созданной местным населением милиции был Ханаан Эфраимов.
 
Летом 1920 для отправки на фронт в Н. формировалась еврейская кав. часть «для защиты от погромов, устраиваемых поляками». С 1921 работало отд-ние Евкомола. В нач. 1920-х гг. в Н. активно действовали сионистские орг-ции, в т. ч. отд-ние «Поалей Цион».
 
В 1925 еврейский квартал Н. был выделен в отд. адм. р-н в составе города. В том же году в Н. действовала школа для горских евреев (дир. – Камуил Исаакович Гилядов; в 1923 К.И.Гилядов подготовил и издал в Н. букварь на языке горских евреев, использовав еврейский алфавит). В 1927 был избран совет квартала (ликвидирован в 1938), в к-рый входили евреи – милиционер и фельдшер. В том же году были созданы еврейские кооперативы сапожников и кожевенников. С 1928 в Н. действовало отд-ние ОЗЕТ.
 
В кон. 1920-х гг. 57% горских евреев Н. занимались с. х-вом. В 1930-х гг. евреи Н. начали переселяться в др. р-ны города. Раввином Н. в эти годы был раби Нехемья. В 1924–31 одним из четырех языков, на к-ром выходила газ. «Красная Кабарда», был язык горских евреев.
 
28 окт. 1942 Н. оккупировали части вермахта. В нояб. 1942 – нач. янв. 1943 в Н. существовало «открытое» гетто, где находилось неск. тысяч чел. Горские евреи компактно проживали в особом р-не, куда после оккупации переселились местные евреи из др. р-нов города.
 
В нач. нояб. 1942 в Н. было убито неск. десятков ашкеназийских евреев (в т. ч. эвакуированных) и 10 горских (как «сов. активисты»). После проведения регистрации евреев была конфискована часть их имущества. Евреям приказали носить шестиконечные звезды; после переговоров представителей общины горских евреев с местными властями приказ был отменен 16 дек. 1942. При созданном оккупац. властями нац. совете был организован «нац. совет татов» (15 чел.). 4 янв. 1943 Н. был освобожден.
 
В 1945 в Н. вновь начала действовать закрытая ранее синагога (ул. Подгорная, д. 79); в обычные дни синагогу посещало 35–45 чел., в праздничные – 350–450 чел. Раввинами были С.Р.Шаулов и Шамуля Хазкеевич Амиров (1880–?); обязанности шохета и моэла исполнял раввин Нахамшия Хазкеевич Амиров (1882–1968), сын Х.А.Амирова.
 
В 1947 прекратилось преподавание языка горских евреев в школе. В 1940–50-х гг. большинство горских евреев Н. было занято в швейной и обувной пром-сти.
 
В 1959 при обувной ф-ке был создан вок.-инструм. «Горско-еврейский ансамбль», позднее переим. в «Татский нар. вок.-муз. ансамбль» под упр. Виктора Шабаева. С 1988 в Н. действуют обществ.-политич. культурный центр «Товуши», основанный внучкой К.И.Гилядова Светланой Ароновной Даниловой (р. 1940, Нальчик), муз. школа «Шуламит» (дир. – Нина Кардаильская), воскресная еврейская школа «Мехина», воскресный дет. сад. В 1990 в Н. была построена новая синагога.
 
С 1993 выходит газ. «Евреи Северного Кавказа» (ред. – Михаил Завелевич Иофин). В сер. 1990-х гг. начала работать еврейская общеобразоват. школа. В 1990-х гг. раввином Н. был Овшалум Ильханович Шамилов (1942–1996, Нальчик), с 2005 – представитель М.-М. [[ШНЕЕРСОН Менахем-Мендл|Шнеерсона]] Леви Шабаев (р. 1970, Нальчик). С 2000 пред. еврейской общины – Борис Шербетович Изгияев (р. 1938, Нальчик), в 2005–2006 пред. религ. общины – Герсил Рубинович Рубинов (р. 1946, Дербент). В 2005 в Н. проживало ок. 2,5 тыс. евреев.  
В Н. род.: Е. Г. [[АМИРАМОВ Ефрем Григорьевич|Амирамов]], И.И.[[ИЛЛАЗАРОВ Исай Иллазарович|Иллазаров]], В.М.[[КИРШОН Владимир Михайлович|Киршон]], Д.А.[[ШАБАЕВ Давид Авигадулович|Шабаев]], С.С.[[Шабаев]]; Илья Ильягумович Давыдов (р. 1932), живописец, участник выставок с 1957; Владимир Моисеевич Шабаев (р. 1959), физик, д-р физ.-матем. наук (1992), проф. СПГУ (1998), специалист в обл. квантовой механики.  
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]

Версия 20:36, 19 февраля 2022

НАЛЬЧИК, город (с 1921), столица Кабардино-Балкарской Республики (Российская Федерация). Осн. в 1743. С 1817 – крепость, с 1838 – воен. поселение, с 1871 – слобода, центр Нальчикского окр. Терской обл. С 1921 – центр Кабардино-Балкарской АССР (в 1944–57 – Кабардинской АССР).

В 1866 в Н. проживало 74 еврейских семьи, в 1886 – 335 евреев, в 1897 – 1040 евреев (32,4%), в 1908 – 1307 горских евреев, в 1926 – 1458 (11,3%), в 1939 – 3007 евреев, в 1959 – 2168 горских евреев (2,5%), в 1970 – 5171 еврей (в т. ч. 2581 горский и 2 крымчака), в 1979 – 2851 (1,4%), в 2002 – 955 евреев.

Евреи стали селиться в пригородах Н. в 1-й пол. 19 в. К сер. 19 в. горские евреи были сосредоточены в т. н. Еврейской Колонке. В 1848 была открыта синагога, для к-рой в 1868 был приобретен дом. Раввином Н. в 1850-х гг. был Ягья Куданетов, в 1860-х гг. – Гешей Амиров.

В сфере экономич. деятельности евреев Н. во 2-й пол. 19 в. преобладали торговля и ремесла, в осн. выделка кожи. В кон. 19 в. в Н. было 2 синагоги. В 1902 была предпринята попытка создать в Н. школу для горских евреев. В 1910-х гг. в Н. действовало 3 хедера. В 1914 евреям принадлежали 11 лавок и магазинов (в т. ч. ювелирный, обе лавки кожевенных товаров, 2 мануфактурные и единств. посудная). Раввином Н. в кон. 19 – нач. 20 в. был Хазкиягу Абрамович Амиров (1855–?), в 1910-х гг. – Ицхак Гилядов (?–1918), в 1918–23 – С.Р.Шаулов (1880–?). В 1918 зам. нач. созданной местным населением милиции был Ханаан Эфраимов.

Летом 1920 для отправки на фронт в Н. формировалась еврейская кав. часть «для защиты от погромов, устраиваемых поляками». С 1921 работало отд-ние Евкомола. В нач. 1920-х гг. в Н. активно действовали сионистские орг-ции, в т. ч. отд-ние «Поалей Цион».

В 1925 еврейский квартал Н. был выделен в отд. адм. р-н в составе города. В том же году в Н. действовала школа для горских евреев (дир. – Камуил Исаакович Гилядов; в 1923 К.И.Гилядов подготовил и издал в Н. букварь на языке горских евреев, использовав еврейский алфавит). В 1927 был избран совет квартала (ликвидирован в 1938), в к-рый входили евреи – милиционер и фельдшер. В том же году были созданы еврейские кооперативы сапожников и кожевенников. С 1928 в Н. действовало отд-ние ОЗЕТ.

В кон. 1920-х гг. 57% горских евреев Н. занимались с. х-вом. В 1930-х гг. евреи Н. начали переселяться в др. р-ны города. Раввином Н. в эти годы был раби Нехемья. В 1924–31 одним из четырех языков, на к-ром выходила газ. «Красная Кабарда», был язык горских евреев.

28 окт. 1942 Н. оккупировали части вермахта. В нояб. 1942 – нач. янв. 1943 в Н. существовало «открытое» гетто, где находилось неск. тысяч чел. Горские евреи компактно проживали в особом р-не, куда после оккупации переселились местные евреи из др. р-нов города.

В нач. нояб. 1942 в Н. было убито неск. десятков ашкеназийских евреев (в т. ч. эвакуированных) и 10 горских (как «сов. активисты»). После проведения регистрации евреев была конфискована часть их имущества. Евреям приказали носить шестиконечные звезды; после переговоров представителей общины горских евреев с местными властями приказ был отменен 16 дек. 1942. При созданном оккупац. властями нац. совете был организован «нац. совет татов» (15 чел.). 4 янв. 1943 Н. был освобожден.

В 1945 в Н. вновь начала действовать закрытая ранее синагога (ул. Подгорная, д. 79); в обычные дни синагогу посещало 35–45 чел., в праздничные – 350–450 чел. Раввинами были С.Р.Шаулов и Шамуля Хазкеевич Амиров (1880–?); обязанности шохета и моэла исполнял раввин Нахамшия Хазкеевич Амиров (1882–1968), сын Х.А.Амирова.

В 1947 прекратилось преподавание языка горских евреев в школе. В 1940–50-х гг. большинство горских евреев Н. было занято в швейной и обувной пром-сти.

В 1959 при обувной ф-ке был создан вок.-инструм. «Горско-еврейский ансамбль», позднее переим. в «Татский нар. вок.-муз. ансамбль» под упр. Виктора Шабаева. С 1988 в Н. действуют обществ.-политич. культурный центр «Товуши», основанный внучкой К.И.Гилядова Светланой Ароновной Даниловой (р. 1940, Нальчик), муз. школа «Шуламит» (дир. – Нина Кардаильская), воскресная еврейская школа «Мехина», воскресный дет. сад. В 1990 в Н. была построена новая синагога.

С 1993 выходит газ. «Евреи Северного Кавказа» (ред. – Михаил Завелевич Иофин). В сер. 1990-х гг. начала работать еврейская общеобразоват. школа. В 1990-х гг. раввином Н. был Овшалум Ильханович Шамилов (1942–1996, Нальчик), с 2005 – представитель М.-М. Шнеерсона Леви Шабаев (р. 1970, Нальчик). С 2000 пред. еврейской общины – Борис Шербетович Изгияев (р. 1938, Нальчик), в 2005–2006 пред. религ. общины – Герсил Рубинович Рубинов (р. 1946, Дербент). В 2005 в Н. проживало ок. 2,5 тыс. евреев. В Н. род.: Е. Г. Амирамов, И.И.Иллазаров, В.М.Киршон, Д.А.Шабаев, С.С.Шабаев; Илья Ильягумович Давыдов (р. 1932), живописец, участник выставок с 1957; Владимир Моисеевич Шабаев (р. 1959), физик, д-р физ.-матем. наук (1992), проф. СПГУ (1998), специалист в обл. квантовой механики.