СЛУЦК, Республика Беларусь: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
Admin (обсуждение | вклад) (добавлена ссылка) |
||
Строка 19: | Строка 19: | ||
Осн. занятия еврейского населения - мелкая торговля, разл. ремесла, в т.ч. производство роговых гребней, садоводство и огородничество (в городе и его окрестностях выращивались «слуцкие беры» - высокосортные груши, выведенные во 2-й пол. 1880-хгг. селекционером самоучкой Т. Механиком (1855-1927). [[Категория:География]] | Осн. занятия еврейского населения - мелкая торговля, разл. ремесла, в т.ч. производство роговых гребней, садоводство и огородничество (в городе и его окрестностях выращивались «слуцкие беры» - высокосортные груши, выведенные во 2-й пол. 1880-хгг. селекционером самоучкой Т. Механиком (1855-1927). [[Категория:География]] | ||
В кон. 19 в. в С. возник кружок «Бней Цион», в нач. 20 в. - отделения | В кон. 19 в. в С. возник кружок «Бней Цион», в нач. 20 в. - отделения «Поалей Циона» и Бунда. В 1905-06 в С. действовал отряд еврейской самообороны. Несмотря на то, что к нач. 20 в. экономич. значение города значительно снизилось и уровень жизни б-ства членов общины C. был невысок, она содержала 18 синагог, талмуд-тору, неск. хедеров и еврейское кладбище. Кроме того, к 1910 в С. функционировали два частных мужских еврейских училища, в одном из них (двухклассном) была женская смена. В 1909 созд. еврейская богадельня. [[Категория:География]] | ||
В 1912 в С. действовали Ремесленное и Мелкоторговое еврейские ссудо-сберегат. т-ва, в 1913 - еврейская б-ка и больница. В 1913 в С. возн. группа «Цеирей Цион». В 1914 евреям принадлежали 2 аптеч. склада, часовая мастерская, ок. 90 лавок и магазинов (в т.ч. 15 бакалейных, все 23 мануфактурных, все 14 мучных). [[Категория:География]] | В 1912 в С. действовали Ремесленное и Мелкоторговое еврейские ссудо-сберегат. т-ва, в 1913 - еврейская б-ка и больница. В 1913 в С. возн. группа «Цеирей Цион». В 1914 евреям принадлежали 2 аптеч. склада, часовая мастерская, ок. 90 лавок и магазинов (в т.ч. 15 бакалейных, все 23 мануфактурных, все 14 мучных). [[Категория:География]] | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
В нач. 1920-х гг. при помощи Джойнта откр. 3 дет. дома. В пер. пол. 1920-х действовали нелег. сион. орг-ции. В здании синагоги «Калте шул" с сер. 1920-х гг. размещалась пекарня. Весной 1922 в адрес мест. отд. нар. образования были направлены протесты в связи с тем, что воспитанников мест. еврейских детских домов кормили свининой. [[Категория:География]] | В нач. 1920-х гг. при помощи Джойнта откр. 3 дет. дома. В пер. пол. 1920-х действовали нелег. сион. орг-ции. В здании синагоги «Калте шул" с сер. 1920-х гг. размещалась пекарня. Весной 1922 в адрес мест. отд. нар. образования были направлены протесты в связи с тем, что воспитанников мест. еврейских детских домов кормили свининой. [[Категория:География]] | ||
В 1922 в С. проходил процесс против меламедов, велась борьба против хедеров. В 1923 иешива «Эц Хаим» нелегально переехала в Польшу, затем в Э.-И. В 1923 раввином в С. был И. [[АБРАМСКИЙ Иехезкель| Абрамский]]. [[Категория:География]] | |||
В 1922 в С. проходил Еврейский культурный съезд (160 делегатов от 8 тыс. рабочих). В С. работала вечерняя еврейская школа, преобразованная позже в регулярный кружок. В ячейках деревообделочников, полиграф. и швейпрома вся работа велась исключит. на идише. В 1923 прошел суд над членами Союза сионист. молодежи. [[Категория:География]] | |||
В 1920-30-х гг. значит. часть еврейского населения выехала в кр. города. [[Категория:География]] |
Версия 19:40, 18 апреля 2021
СЛУЦК, Республика Беларусь СЛУЦК, город (с 1795), районный центр в Минской обл. (Республика Беларусь). Изв. с 1116. С кон. 12 в. – столица Слуцкого кн-ва. С 1320-х гг. - в Вел. кн-ве Литовском. С 1569 - центр Слуцкого кн-ва в составе Речи Посполитой. С 1793 - в составе Рос. империи. В 19 - нач. 20 в. - уездный город Минской губ.
В 1766 в С. проживало 1577 евреев, в 1800 - 1584 (71%), в 1847 - 5897, в 1897 - 10264 (71%), в 1910 - 11653, в 1923 - 8277, в 1926 - 8358 (53,3%), в 1939 - 7392, в 1959 - 1275, в 1970 - 1009, в 1979 - 777, в 1989 - 606, в 2001 - 168 евреев.
Первые упоминания о евреях в С. относятся к 1583. В нач. 17в. в городе образовалась еврейская община; постановлением Литовского ваада от 1623 она была отнесена к юрисдикции Брест-Литовского (совр. Брест) кагала.
В 1655, когда в Литву вторглись рус. войска, евреи С. бежали в Вильну (совр. Вильнюс). После окончания войны община С. была восстановлена; ее численность значительно увеличилась. В 1665-66 евреи города, в отличие от б-ства восточноевроп. общин, решительно отказались признать Саббатая Цви мессией и не приняли его эмиссаров. В 1691, учитывая численный рост общины С. и ее значение в духовной жизни Литвы, Литов. Ваад признал ее кагалом одной из пяти областей, на к-рые делилась еврейская автономия в Литве; глава общины получал таким образом право решающего голоса при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы всего литов. еврейства.
В 18 в. община С. - одна из крупнейших и наиболее влиятельных. В 1761 в С. состоялось последнее заседание Литов. ваада перед его упразднением.
В 1800 среди евреев С. было 47 купцов и 1537 мещан.
В 1829-64 раввин С.-Йосеф Беймер (1796-1864), в 1865-75 - И.-Б. Соловейчик. В 1856 в С. действовало 11 синагог. С 1860 казенным раввином С. был Залман Вульфович Шапира. В 1874 в С. действовало казенное еврейское уч-ще 1-го разряда. Гласными в Гор. думе были Довид Мовшевич Коловский, Гирш Лейбович Травин. В кон. 19 в. раввином С. был Янкель-Довид Вилевский (Ридбаз) (1845-1913).
В 1894 И.З. Мельцер осн. в С. иешиву «Эц Хаим», к-рая вскоре приобрела широкую известность; среди ее воспитанников были, в частности, Э.Э. Лисицкий и Э. Шах.
В кон. 19 в. разл. благотв. орг-ции С. объединились в Об-во пособия бедным, сост. из 3 отд. : благотворит. столовой и ночлежного дома, орг. мед. помощи и обуч. бедных детей ремеслам. Осн. занятия еврейского населения - мелкая торговля, разл. ремесла, в т.ч. производство роговых гребней, садоводство и огородничество (в городе и его окрестностях выращивались «слуцкие беры» - высокосортные груши, выведенные во 2-й пол. 1880-хгг. селекционером самоучкой Т. Механиком (1855-1927).
В кон. 19 в. в С. возник кружок «Бней Цион», в нач. 20 в. - отделения «Поалей Циона» и Бунда. В 1905-06 в С. действовал отряд еврейской самообороны. Несмотря на то, что к нач. 20 в. экономич. значение города значительно снизилось и уровень жизни б-ства членов общины C. был невысок, она содержала 18 синагог, талмуд-тору, неск. хедеров и еврейское кладбище. Кроме того, к 1910 в С. функционировали два частных мужских еврейских училища, в одном из них (двухклассном) была женская смена. В 1909 созд. еврейская богадельня.
В 1912 в С. действовали Ремесленное и Мелкоторговое еврейские ссудо-сберегат. т-ва, в 1913 - еврейская б-ка и больница. В 1913 в С. возн. группа «Цеирей Цион». В 1914 евреям принадлежали 2 аптеч. склада, часовая мастерская, ок. 90 лавок и магазинов (в т.ч. 15 бакалейных, все 23 мануфактурных, все 14 мучных).
В период Гражданской войны город был занят отрядами атамана Дергача. Благодаря хлопотам еврейской делегации, явившейся к Дергачу, удалось избежать погрома.
В нач. 1920-х гг. при помощи Джойнта откр. 3 дет. дома. В пер. пол. 1920-х действовали нелег. сион. орг-ции. В здании синагоги «Калте шул" с сер. 1920-х гг. размещалась пекарня. Весной 1922 в адрес мест. отд. нар. образования были направлены протесты в связи с тем, что воспитанников мест. еврейских детских домов кормили свининой.
В 1922 в С. проходил процесс против меламедов, велась борьба против хедеров. В 1923 иешива «Эц Хаим» нелегально переехала в Польшу, затем в Э.-И. В 1923 раввином в С. был И. Абрамский.
В 1922 в С. проходил Еврейский культурный съезд (160 делегатов от 8 тыс. рабочих). В С. работала вечерняя еврейская школа, преобразованная позже в регулярный кружок. В ячейках деревообделочников, полиграф. и швейпрома вся работа велась исключит. на идише. В 1923 прошел суд над членами Союза сионист. молодежи.
В 1920-30-х гг. значит. часть еврейского населения выехала в кр. города.