БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894, [[Одесса]] – 1940, [[Москва]]), писатель. Получил домашнее традиц. евр. образование. Окончил Одесское коммерч. уч-ще, затем Коммерч. ин-т в [[ | БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894, [[ОДЕССА|Одесса]] – 1940, [[МОСКВА|Москва]]), писатель. Получил домашнее традиц. евр. образование. Окончил Одесское коммерч. уч-ще, затем Коммерч. ин-т в [[КИЕВ|Киеве]] (1915). | ||
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] | |||
В 15 лет начал писать рассказы на франц. яз., но вскоре бросил. В 1915 переехал в [[ПЕТРОГРАД|Петроград]] . В 1916 дебютировал двумя рассказами в ж. «Летопись» М. Горького. Сотрудничал в газ. «Новая жизнь», закрытой в 1918 большевиками как оппозиционное издание. | |||
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] | |||
По совету Горького на время оставил лит-ру и с 1917 по 1924 переменил множество занятий: был солдатом на румын, фр., служил в ВЧК, Наркомпросе, работал типографским служащим. В 1920 ушел добровольно на фронт, был бойцом 1-й Конной армии, где считался по документам русским. | |||
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] | |||
В 1923 опубликовал в ж. «Леф» рассказы «Соль», «Письмо», «Смерть Долгушова», «Король», сразу принесшие ему известность. Эти и др. рассказы составили два основных цикла – «Конармия» (1926) и «Одесские рассказы» (1931), где худ. мир Б. предстает во всей своей уникальности. В образах конармейцев Б. показал противоречивый сплав самоотверженности и необузданных страстей, анархизма и преданности рев. идее. С тяжелым чувством описывает Б. насилия и бессмысленные разрушения, евр. погромы и гибнущую культуру. Это дало повод для резкой критики «Конармии» ее бывшим командующим С. М. Буденным. В защиту Б. выступил Горький. | |||
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] | |||
В «Одесских рассказах» Б. дал колоритное изображение евр. городской бедноты, яркие образы представителей преступного мира, отчасти романтизированные. Мастер короткого рассказа, Б. стремился к лаконизму и точности, являя в своих произв. сложный сплав натурализма, патетики, скорби и иронии. Метафорически усложненный стиль ранних рассказов сменяется постепенно строгой и внешне сдержанной повествоват. манерой («Пробуждение», «Карл-Янкель», «Улица Данте» и др.) Первый сов. рус.-евр. писатель, Б. был также виднейшим представителем т. н. южно-русск. лит. школы (И.[[Ильф]], Е. Петров, В. П. Катаев и др.). Во 2-й пол. 20-х – нач. 30-х гг. много ездил по стране, был во Франции, Германии, Польше, но писал мало. Б. принадлежат также пьесы «Закат» (1928), «Мария» (1935), неск. киносценариев. Репрессирован в 1939. | |||
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] | |||
Сын – Иванов Михаил Всеволодович (р. 1927, Москва), художник. Автор пейзажей старой Москвы. [[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] |
Версия 16:45, 11 ноября 2020
БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894, Одесса – 1940, Москва), писатель. Получил домашнее традиц. евр. образование. Окончил Одесское коммерч. уч-ще, затем Коммерч. ин-т в Киеве (1915).
В 15 лет начал писать рассказы на франц. яз., но вскоре бросил. В 1915 переехал в Петроград . В 1916 дебютировал двумя рассказами в ж. «Летопись» М. Горького. Сотрудничал в газ. «Новая жизнь», закрытой в 1918 большевиками как оппозиционное издание.
По совету Горького на время оставил лит-ру и с 1917 по 1924 переменил множество занятий: был солдатом на румын, фр., служил в ВЧК, Наркомпросе, работал типографским служащим. В 1920 ушел добровольно на фронт, был бойцом 1-й Конной армии, где считался по документам русским.
В 1923 опубликовал в ж. «Леф» рассказы «Соль», «Письмо», «Смерть Долгушова», «Король», сразу принесшие ему известность. Эти и др. рассказы составили два основных цикла – «Конармия» (1926) и «Одесские рассказы» (1931), где худ. мир Б. предстает во всей своей уникальности. В образах конармейцев Б. показал противоречивый сплав самоотверженности и необузданных страстей, анархизма и преданности рев. идее. С тяжелым чувством описывает Б. насилия и бессмысленные разрушения, евр. погромы и гибнущую культуру. Это дало повод для резкой критики «Конармии» ее бывшим командующим С. М. Буденным. В защиту Б. выступил Горький.
В «Одесских рассказах» Б. дал колоритное изображение евр. городской бедноты, яркие образы представителей преступного мира, отчасти романтизированные. Мастер короткого рассказа, Б. стремился к лаконизму и точности, являя в своих произв. сложный сплав натурализма, патетики, скорби и иронии. Метафорически усложненный стиль ранних рассказов сменяется постепенно строгой и внешне сдержанной повествоват. манерой («Пробуждение», «Карл-Янкель», «Улица Данте» и др.) Первый сов. рус.-евр. писатель, Б. был также виднейшим представителем т. н. южно-русск. лит. школы (И.Ильф, Е. Петров, В. П. Катаев и др.). Во 2-й пол. 20-х – нач. 30-х гг. много ездил по стране, был во Франции, Германии, Польше, но писал мало. Б. принадлежат также пьесы «Закат» (1928), «Мария» (1935), неск. киносценариев. Репрессирован в 1939.
Сын – Иванов Михаил Всеволодович (р. 1927, Москва), художник. Автор пейзажей старой Москвы.