ГОЛДФАДЕН Авром: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Admin переименовал страницу Голдфаден в Голдфаден Авром: дополнено имя)
(правка текста, ссылок)
Строка 1: Строка 1:
ГОЛДФАДЕН (Голденфодим) Авром (1840, [[Староконстантинов]] Волынской губ. – 1908, Нью-Йорк), поэт, драматург. В 1857 окончил школу, а в 1866 Житомирское раввинское уч-ще. Первые ст. на иврите опубликовал в 1862 в газ. «Га-Мелиц», а в след. году одесская газета «Кол мевасер» напечатала его первое ст. на идише. В 1863 начал свою театр, карьеру постановкой в раввинском уч-ще пьесы Ш.Этингера «Серкеле», в к-рой играл гл. роль. В 1865 выходит его сб. ст. на иврите, а в 1866 первая кн. ст. на идише «Дос иделе» («Еврейчик»). Песни на сл. Г. пользовались большой популярностью. Работал учителем, пробовал заниматься торговлей. В 1869 вышел второй сб. стих. Г. на идише «Ди идене» («Еврейка»). Г. уехал из [[Одесса|Одессы]] в [[Галиция|Галицию]], чтобы заняться полностью литературой. Во [[Львов|Львове]] вместе с И.-Й.[[Линецкий|Линецким]] издавал юмор, еженед. «Исролик». Затем в [[Черновцы|Черновцах]] газ. «Дос буковинер израилитише фолксблат». Г. переезжает в г.Яссы, встречает там гр. «бродских певцов», которые исполняли его песни, и в г.Яссы создал свой театр, первой постановкой к-рого стала пьеса Г. «Рекруты». За ней последовали др. драматич. произв., Г. разъезжает со своим театром по городам и м. Румынии. Весной 1879 Г. приезжает в [[Одесса|Одессу]] со своей труппой и пользуется огромным успехом. Такой же успех имел он на гастролях в [[Елизаветград|Елизаветграде]], [[Херсон|Херсоне]], [[Симферополь|Симферополе]], [[Кременчуг|Кременчуге]], [[Полтава|Полтаве]], [[Бердичев|Бердичеве]], [[Минск|Минске]], [[Ковно]], а также [[Москва|Москве]] и [[Петербург|Петербурге]]. После запрещения в 1883 царскими властями спектаклей на идише Г. возвращается к лит. деятельности, выпускает сб. стих. «Дос фиделе» («Скрипочка») «Исролик». В 1887 уезжает в Америку, но через два года снова возвращается в Европу. Перу Г. принадлежит около 60 пьес, многие из которых входят в репертуар евр. театров всего мира. Несмотря на наивность и примитивизм некоторых из них, они отличались блестящей сценичностью, живым народным языком. [[Категория:Персоналии]]
ГОЛДФАДЕН (Голденфодим) Авром (1840, [[СТАРОКОНСТАНТИНОВ|Староконстантинов]] Волынской губ. – 1908, Нью-Йорк), поэт, драматург.  
 
В 1857 окончил школу, а в 1866 Житомирское раввинское уч-ще. Первые ст. на иврите опубликовал в 1862 в газ. «Га-Мелиц», а в след. году одесская газета «Кол мевасер» напечатала его первое ст. на идише. В 1863 начал свою театр, карьеру постановкой в раввинском уч-ще пьесы Ш.Этингера «Серкеле», в к-рой играл гл. роль. В 1865 выходит его сб. ст. на иврите, а в 1866 первая кн. ст. на идише «Дос иделе» («Еврейчик»). Песни на сл. Г. пользовались большой популярностью. Работал учителем, пробовал заниматься торговлей.  
 
В 1869 вышел второй сб. стих. Г. на идише «Ди идене» («Еврейка»). Г. уехал из [[ОДЕССА|Одессы]] в [[ГАЛИЦИЯ ВОСТОЧНАЯ|Галицию]], чтобы заняться полностью литературой. Во [[Львове|Львове]] вместе с И.-Й.[[Линецкий|Линецким]] издавал юмор, еженед. «Исролик». Затем в [[ЧЕРНОВЦЫ|Черновцах]] газ. «Дос буковинер израилитише фолксблат». Г. переезжает в г.Яссы, встречает там гр. «бродских певцов», которые исполняли его песни, и в г.Яссы создал свой театр, первой постановкой к-рого стала пьеса Г. «Рекруты». За ней последовали др. драматич. произв., Г. разъезжает со своим театром по городам и м. Румынии.  
 
Весной 1879 Г. приезжает в Одессу со своей труппой и пользуется огромным успехом. Такой же успех имел он на гастролях в [[ЕЛИЗАВЕТГРАД|Елизаветграде]], [[ХЕРСОН|Херсоне]], [[СИМФЕРОПОЛЬ|Симферополе]], [[КРЕМЕНЧУГ|Кременчуге]], [[ПОЛТАВА|Полтаве]], [[БЕРДИЧЕВ|Бердичеве]], [[МИНСК|Минске]], [[КОВНО|Ковно]], а также [[МОСКВА|Москве]] и [[ПЕТЕРБУРГ|Петербурге]]. После запрещения в 1883 царскими властями спектаклей на идише Г. возвращается к лит. деятельности, выпускает сб. стих. «Дос фиделе» («Скрипочка») «Исролик».  
 
В 1887 уезжает в Америку, но через два года снова возвращается в Европу. Перу Г. принадлежит около 60 пьес, многие из которых входят в репертуар евр. театров всего мира. Несмотря на наивность и примитивизм некоторых из них, они отличались блестящей сценичностью, живым народным языком. [[Категория:Персоналии]]

Версия 17:09, 1 ноября 2020

ГОЛДФАДЕН (Голденфодим) Авром (1840, Староконстантинов Волынской губ. – 1908, Нью-Йорк), поэт, драматург.

В 1857 окончил школу, а в 1866 Житомирское раввинское уч-ще. Первые ст. на иврите опубликовал в 1862 в газ. «Га-Мелиц», а в след. году одесская газета «Кол мевасер» напечатала его первое ст. на идише. В 1863 начал свою театр, карьеру постановкой в раввинском уч-ще пьесы Ш.Этингера «Серкеле», в к-рой играл гл. роль. В 1865 выходит его сб. ст. на иврите, а в 1866 первая кн. ст. на идише «Дос иделе» («Еврейчик»). Песни на сл. Г. пользовались большой популярностью. Работал учителем, пробовал заниматься торговлей.

В 1869 вышел второй сб. стих. Г. на идише «Ди идене» («Еврейка»). Г. уехал из Одессы в Галицию, чтобы заняться полностью литературой. Во Львове вместе с И.-Й.Линецким издавал юмор, еженед. «Исролик». Затем в Черновцах газ. «Дос буковинер израилитише фолксблат». Г. переезжает в г.Яссы, встречает там гр. «бродских певцов», которые исполняли его песни, и в г.Яссы создал свой театр, первой постановкой к-рого стала пьеса Г. «Рекруты». За ней последовали др. драматич. произв., Г. разъезжает со своим театром по городам и м. Румынии.

Весной 1879 Г. приезжает в Одессу со своей труппой и пользуется огромным успехом. Такой же успех имел он на гастролях в Елизаветграде, Херсоне, Симферополе, Кременчуге, Полтаве, Бердичеве, Минске, Ковно, а также Москве и Петербурге. После запрещения в 1883 царскими властями спектаклей на идише Г. возвращается к лит. деятельности, выпускает сб. стих. «Дос фиделе» («Скрипочка») «Исролик».

В 1887 уезжает в Америку, но через два года снова возвращается в Европу. Перу Г. принадлежит около 60 пьес, многие из которых входят в репертуар евр. театров всего мира. Несмотря на наивность и примитивизм некоторых из них, они отличались блестящей сценичностью, живым народным языком.