ВЕРТОВ Дзига: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
В 1917 работал в отд. кинохроники Моск. кинокомитета. В 1918–19 монтажер ж. «Кинонеделя». С 1920 реж.-документалист, инициатор вып. киножурнала «Киноправда» (1922–25). Работал на к/ст. «Культкино», 3-я Госкинофабрика, ВУФКУ, «Межраопомфильм», ЦСДФ. Один из крупнейших кинодокументалистов мира, создатель и основоположник сов. школы док. кино 1920–30-х гг. Крупнейший теоретик и практик док. кинематографа. Дебютировал ф. «Годовщина революции» (1918, совм. с А.И.Савельевым). Затем снял ф. «Бой под Царицыным», «Процесс Миронова» (оба в 1919), «Агитпоезд ВЦИК» (1921), «История гражданской войны» (1922). | В 1917 работал в отд. кинохроники Моск. кинокомитета. В 1918–19 монтажер ж. «Кинонеделя». С 1920 реж.-документалист, инициатор вып. киножурнала «Киноправда» (1922–25). Работал на к/ст. «Культкино», 3-я Госкинофабрика, ВУФКУ, «Межраопомфильм», ЦСДФ. Один из крупнейших кинодокументалистов мира, создатель и основоположник сов. школы док. кино 1920–30-х гг. Крупнейший теоретик и практик док. кинематографа. Дебютировал ф. «Годовщина революции» (1918, совм. с А.И.Савельевым). Затем снял ф. «Бой под Царицыным», «Процесс Миронова» (оба в 1919), «Агитпоезд ВЦИК» (1921), «История гражданской войны» (1922). | ||
В нач. 20-х гг. сформулировал осн. принципы док. иссл. жизни, изв. под назв. «Киноглаз» (1924, Серебр. медаль, диплом Всемирн. выставки в Париже, 1925), «Шагай, Совет!», «Шестая часть мира» (оба 1926), «Одиннадцатый» (1928), «Человек с киноаппаратом» (1929). В 30-е гг. снимал такие ленты, как «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934, пр. на Мкф в Венеции), «Колыбельная» (1937). В последующие годы поэтич. кинематограф В. идет вразрез с канонами нормативной эстетики, хотя в предвоенные и военные годы В. продолжал активно работать. Среди ф. этого времени – «Серго Орджоникидзе» (1937, совм. с Я.М. | В нач. 20-х гг. сформулировал осн. принципы док. иссл. жизни, изв. под назв. «Киноглаз» (1924, Серебр. медаль, диплом Всемирн. выставки в Париже, 1925), «Шагай, Совет!», «Шестая часть мира» (оба 1926), «Одиннадцатый» (1928), «Человек с киноаппаратом» (1929). В 30-е гг. снимал такие ленты, как «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934, пр. на Мкф в Венеции), «Колыбельная» (1937). В последующие годы поэтич. кинематограф В. идет вразрез с канонами нормативной эстетики, хотя в предвоенные и военные годы В. продолжал активно работать. Среди ф. этого времени – «Серго Орджоникидзе» (1937, совм. с Я.М.Блиохом), «Тебе, фронт» (1943), «Клятва молодых» (1944). | ||
В 1944–54 В. редактировал киножурнал «Новости дня»; его творчество подвергалось критике как формалистич. Работал в мультипликации -«Юморески», «Сегодня», «Советские игрушки» (1923–24 гг.), и в игровом кино – «Тебе, фронт» (1942). Автор мн. ст. по вопросам кинематографа, в т. ч. манифестов «Мы» (1922), «Киноки: Переворот» (1923), «Новое течение в кинематографии» (1923). | В 1944–54 В. редактировал киножурнал «Новости дня»; его творчество подвергалось критике как формалистич. Работал в мультипликации -«Юморески», «Сегодня», «Советские игрушки» (1923–24 гг.), и в игровом кино – «Тебе, фронт» (1942). Автор мн. ст. по вопросам кинематографа, в т. ч. манифестов «Мы» (1922), «Киноки: Переворот» (1923), «Новое течение в кинематографии» (1923). |
Версия 15:42, 26 октября 2022
ВЕРТОВ Дзига (Кауфман Денис Аркадьевич), (1896, Белосток Гродненской губ. – 1954, Москва), кинорежиссер. Брат Б.А. Кауфмана и М.А. Кауфмана. В 1914–16 учился в Психоневрологич. ин-те в Петрограде, в 1916–18 в Моск. ун-те.
В 1917 работал в отд. кинохроники Моск. кинокомитета. В 1918–19 монтажер ж. «Кинонеделя». С 1920 реж.-документалист, инициатор вып. киножурнала «Киноправда» (1922–25). Работал на к/ст. «Культкино», 3-я Госкинофабрика, ВУФКУ, «Межраопомфильм», ЦСДФ. Один из крупнейших кинодокументалистов мира, создатель и основоположник сов. школы док. кино 1920–30-х гг. Крупнейший теоретик и практик док. кинематографа. Дебютировал ф. «Годовщина революции» (1918, совм. с А.И.Савельевым). Затем снял ф. «Бой под Царицыным», «Процесс Миронова» (оба в 1919), «Агитпоезд ВЦИК» (1921), «История гражданской войны» (1922).
В нач. 20-х гг. сформулировал осн. принципы док. иссл. жизни, изв. под назв. «Киноглаз» (1924, Серебр. медаль, диплом Всемирн. выставки в Париже, 1925), «Шагай, Совет!», «Шестая часть мира» (оба 1926), «Одиннадцатый» (1928), «Человек с киноаппаратом» (1929). В 30-е гг. снимал такие ленты, как «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934, пр. на Мкф в Венеции), «Колыбельная» (1937). В последующие годы поэтич. кинематограф В. идет вразрез с канонами нормативной эстетики, хотя в предвоенные и военные годы В. продолжал активно работать. Среди ф. этого времени – «Серго Орджоникидзе» (1937, совм. с Я.М.Блиохом), «Тебе, фронт» (1943), «Клятва молодых» (1944).
В 1944–54 В. редактировал киножурнал «Новости дня»; его творчество подвергалось критике как формалистич. Работал в мультипликации -«Юморески», «Сегодня», «Советские игрушки» (1923–24 гг.), и в игровом кино – «Тебе, фронт» (1942). Автор мн. ст. по вопросам кинематографа, в т. ч. манифестов «Мы» (1922), «Киноки: Переворот» (1923), «Новое течение в кинематографии» (1923).
Соч.: Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы, М., 1966; Три песни о Ленине, М., 1972.