КАПЛАН Анатолий Львович: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Admin переименовал страницу КАПЛАН Анатолий в КАПЛАН Анатолий Львович: уточнение имени и отчества)
(правка текста, ссылок)
 
Строка 1: Строка 1:
КАПЛАН Анатолий (Танхум) Львович (1902, [[Рогачев]] Могилевской губ. – 1980, [[Ленинград]]), график. В 1918—19 учитель рисования в рогачевских школах. Учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1922–28) у А.А.Рылова и Н.Э.Радлова на живописном ф-те, но живописцем не стал. В посл. годы выполнял заказы на плакаты и лозунги, занимался худ. оформлением интерьеров обществ. зданий, празднеств, выставок, илл. кн. в изд-вах. В 1937–40 занимался литографией под рук. Г.С.Верейского в мастерской Ленингр. СХ (сер. литографий «Касриловка»). В 1950–51 – гл. худ. з-да худ. стекла в [[Ленинград|Ленинграде]] (выполнил витражи «М.В.Ломоносов» для гл. здания Пулковской обсерватории). Наиб. изв. произв. – большие автолитографии: «Заколдованный портной» (1953—63), «Тевье-молочник» (1957–61) [[Шолом-Алейхем|Шолом-Алейхема]], в к-рых отражено стремление к монумент. форме, жанровой многоплановости. В листах «Евр. нар. песни» (темпера, гуашь, 1958–60), «Евр. нар. песни» (литогр., 1962), «Шолом-Алейхем» и «Песнь песней» (цв. литогр., 1962), «Козочка» (цв. литогр., 1957–61) К. выступил как продолжатель богатой нар. традиции. В цикле на темы песен Д.Д.Шостаковича «Из евр. нар. поэзии» (темпера, гуашь, 1962–63) К. проявил себя в обл. цвета. Посл. работа – серия автолитогр. по ром. М.[[Мойхер-Сфорим|Мойхер-Сфорима]] «Фишка-хромой» (1966–67) – тяготеет к глубокому образному обобщению. В 1967–69 занимался керамикой: созд. блюда, тарелки, мелкую объемную пластику из шамота, распис. цв. глазурями сюжеты на евр. мотивы («Двойной портрет», «Золотая свадьба», «Козочка» и др.). [[Категория:Персоналии]]Произв. К. экспонир. на мн. выставках в разл. городах мира, в т. ч. посвящ. 100-летию со дня рожд. Шолом-Алейхема в Нью-Йорке (1959). [[Категория:Персоналии]]
КАПЛАН Анатолий (Танхум) Львович (1902, ''[[РОГАЧЁВ Гомельской обл.|Рогачев]]'' Могилевской губ. – 1980, ''[[ЛЕНИНГРАД|Ленинград]]''), график. В 1918—19 учитель рисования в рогачевских школах. Учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1922–28) у А.А.Рылова и Н.Э.Радлова на живописном ф-те, но живописцем не стал.
 
В посл. годы выполнял заказы на плакаты и лозунги, занимался худ. оформлением интерьеров обществ. зданий, празднеств, выставок, илл. кн. в изд-вах. В 1937–40 занимался литографией под рук. Г.С.Верейского в мастерской Ленингр. СХ (сер. литографий «Касриловка»).
 
В 1950–51 – гл. худ. з-да худ. стекла в ''[[ЛЕНИНГРАД|Ленинграде]]'' (выполнил витражи «М.В.Ломоносов» для гл. здания Пулковской обсерватории). Наиб. изв. произв. – большие автолитографии: «Заколдованный портной» (1953—63), «Тевье-молочник» (1957–61) ''[[ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ|Шолом-Алейхема]]'', в к-рых отражено стремление к монумент. форме, жанровой многоплановости. В листах «Евр. нар. песни» (темпера, гуашь, 1958–60), «Евр. нар. песни» (литогр., 1962), «Шолом-Алейхем» и «Песнь песней» (цв. литогр., 1962), «Козочка» (цв. литогр., 1957–61) К. выступил как продолжатель богатой нар. традиции. В цикле на темы песен Д.Д.Шостаковича «Из евр. нар. поэзии» (темпера, гуашь, 1962–63) К. проявил себя в обл. цвета.
 
Посл. работа – серия автолитогр. по ром. ''М.[[МЕНДЕЛЕ МОЙХЕР-СФОРИМ|Мойхер-Сфорима]]'' «Фишка-хромой» (1966–67) – тяготеет к глубокому образному обобщению. В 1967–69 занимался керамикой: созд. блюда, тарелки, мелкую объемную пластику из шамота, распис. цв. глазурями сюжеты на евр. мотивы («Двойной портрет», «Золотая свадьба», «Козочка» и др.). Произв. К. экспонир. на мн. выставках в разл. городах мира, в т. ч. посвящ. 100-летию со дня рожд. Шолом-Алейхема в Нью-Йорке (1959).  
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]

Текущая версия на 09:40, 28 июня 2022

КАПЛАН Анатолий (Танхум) Львович (1902, Рогачев Могилевской губ. – 1980, Ленинград), график. В 1918—19 учитель рисования в рогачевских школах. Учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1922–28) у А.А.Рылова и Н.Э.Радлова на живописном ф-те, но живописцем не стал.

В посл. годы выполнял заказы на плакаты и лозунги, занимался худ. оформлением интерьеров обществ. зданий, празднеств, выставок, илл. кн. в изд-вах. В 1937–40 занимался литографией под рук. Г.С.Верейского в мастерской Ленингр. СХ (сер. литографий «Касриловка»).

В 1950–51 – гл. худ. з-да худ. стекла в Ленинграде (выполнил витражи «М.В.Ломоносов» для гл. здания Пулковской обсерватории). Наиб. изв. произв. – большие автолитографии: «Заколдованный портной» (1953—63), «Тевье-молочник» (1957–61) Шолом-Алейхема, в к-рых отражено стремление к монумент. форме, жанровой многоплановости. В листах «Евр. нар. песни» (темпера, гуашь, 1958–60), «Евр. нар. песни» (литогр., 1962), «Шолом-Алейхем» и «Песнь песней» (цв. литогр., 1962), «Козочка» (цв. литогр., 1957–61) К. выступил как продолжатель богатой нар. традиции. В цикле на темы песен Д.Д.Шостаковича «Из евр. нар. поэзии» (темпера, гуашь, 1962–63) К. проявил себя в обл. цвета.

Посл. работа – серия автолитогр. по ром. М.Мойхер-Сфорима «Фишка-хромой» (1966–67) – тяготеет к глубокому образному обобщению. В 1967–69 занимался керамикой: созд. блюда, тарелки, мелкую объемную пластику из шамота, распис. цв. глазурями сюжеты на евр. мотивы («Двойной портрет», «Золотая свадьба», «Козочка» и др.). Произв. К. экспонир. на мн. выставках в разл. городах мира, в т. ч. посвящ. 100-летию со дня рожд. Шолом-Алейхема в Нью-Йорке (1959).