ПОЛОННОЕ: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(правка текста, ссылок)
(правка текста, ссылок)
Строка 7: Строка 7:
Со временем численность еврейского населения П. восстановилась. В 1684 владелица П. графиня Любомирская пожаловала евреям грамоту, разрешавшую им строить дома, торговать, вступать в цехи; евреи за плату освобождались от воинской повинности. В 18 в. часть евреев П. переселились в [[ПОДОЛИЯ|Подолию]]. В 1717 из П. в [[МЕДЖИБОЖ|Меджибож]] переселилось 9 еврейских семей. [[Категория:География]]
Со временем численность еврейского населения П. восстановилась. В 1684 владелица П. графиня Любомирская пожаловала евреям грамоту, разрешавшую им строить дома, торговать, вступать в цехи; евреи за плату освобождались от воинской повинности. В 18 в. часть евреев П. переселились в [[ПОДОЛИЯ|Подолию]]. В 1717 из П. в [[МЕДЖИБОЖ|Меджибож]] переселилось 9 еврейских семей. [[Категория:География]]


В сер. 18 в. П. становится важным торг. пунктом и одним из центров хасидизма на [[ВОЛЫНЬ|Волыни]]. Во время своих путешествий П. посещал И.[[БААЛ-ШЕМ-ТОВ Исраэль|Баал-Шем-Тов]]. Одним из проповедников хасидизма в разл. местечках Волыни был уроженец П. ученик И.Баал-Шем-Това раби Арье-Иегуда-Лейб (?–1770). Во 2-й пол. 18 в. раввином П. был также один из учеников И.Баал-Шем-Това, потомок Шимшона из Острополя раби Яков-Йосеф (1704–1784) – автор первого печ. труда по хасидизму «Толдос Яков-Йосеф». В этот период в П. имелись 7 синагог, 2 еврейских кладбища (одно из них заложено в 1770); жили представители династий макаровских и садигурских цадиков. [[Категория:География]]
В сер. 18 в. П. становится важным торг. пунктом и одним из центров хасидизма на [[ВОЛЫНЬ|Волыни]]. Во время своих путешествий П. посещал И.[[БААЛ-ШЕМ-ТОВ Исраэль|Баал-Шем-Тов]]. Одним из проповедников хасидизма в разл. местечках Волыни был уроженец П. ученик И.Баал-Шем-Това раби Арье-Иегуда-Лейб (?–1770). Во 2-й пол. 18 в. раввином П. был также один из учеников И.Баал-Шем-Това, потомок Шимшона из Острополя раби [[ЯКОВ-ЙОСЕФ из Полонного|'''''Яков-Йосеф''''']] – автор первого печ. труда по хасидизму «Толдос Яков-Йосеф». В этот период в П. имелись 7 синагог, 2 еврейских кладбища (одно из них заложено в 1770); жили представители династий макаровских и садигурских цадиков. [[Категория:География]]


В 1782–1820 в П. работали типографии Шмуля Берковича (печатались гл. обр. хасидские книги) и Йосефа Когена. Всего здесь было напечатано 90 книг, среди к-рых имелись каббалистические и хасидские сочинения. [[Категория:География]]
В 1782–1820 в П. работали типографии Шмуля Берковича (печатались гл. обр. хасидские книги) и Йосефа Когена. Всего здесь было напечатано 90 книг, среди к-рых имелись каббалистические и хасидские сочинения. [[Категория:География]]

Версия 21:02, 30 октября 2023

ПОЛОННОЕ, город (с 1938), районный центр в Хмельницкой обл. (Украина). Изв. с 1169. В 16–18 вв. – в Луцком повете Волынского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1793 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – местечко Новоград-Волынского у. Волынской губ.

В 1790 в П. проживало св. 350 евреев, в 1847 – 2647, в 1897 – 7910 (48,5%), в 1910 – 15 257 (45,7%), в 1923 – 5080, в 1926 – 5337, в 1939 – 4171 (30,2%), в 1995 – 142 еврея.

Евреи жили в П. с 15 в. В июле 1648 евреи (ок. 12 тыс. чел.) вместе с поляками почти 2 дня защищались в крепости П. от отрядов М. Кривоноса. После занятия П. казаками практически все евреи города, в т. ч. 300 евреев, укрывшихся в синагоге вместе с изв. раввином Шимшоном из Острополя, были убиты, сотни евреев угнаны в плен в Крым татарами.

Со временем численность еврейского населения П. восстановилась. В 1684 владелица П. графиня Любомирская пожаловала евреям грамоту, разрешавшую им строить дома, торговать, вступать в цехи; евреи за плату освобождались от воинской повинности. В 18 в. часть евреев П. переселились в Подолию. В 1717 из П. в Меджибож переселилось 9 еврейских семей.

В сер. 18 в. П. становится важным торг. пунктом и одним из центров хасидизма на Волыни. Во время своих путешествий П. посещал И.Баал-Шем-Тов. Одним из проповедников хасидизма в разл. местечках Волыни был уроженец П. ученик И.Баал-Шем-Това раби Арье-Иегуда-Лейб (?–1770). Во 2-й пол. 18 в. раввином П. был также один из учеников И.Баал-Шем-Това, потомок Шимшона из Острополя раби Яков-Йосеф – автор первого печ. труда по хасидизму «Толдос Яков-Йосеф». В этот период в П. имелись 7 синагог, 2 еврейских кладбища (одно из них заложено в 1770); жили представители династий макаровских и садигурских цадиков.

В 1782–1820 в П. работали типографии Шмуля Берковича (печатались гл. обр. хасидские книги) и Йосефа Когена. Всего здесь было напечатано 90 книг, среди к-рых имелись каббалистические и хасидские сочинения.

Осн. занятиями евреев П. в кон. 18–19 в. были ремесла, торговля, разл. виды аренды и произ-ва. В 1772 П.Рейзе поставляла волов для армии. В кон. 18 – нач. 19 в. з-дом по произ-ву селитры владел Лейба Янкелиович. В 1886 еврею принадлежала аптека (провизор Линнер). В 1889 Моисей Шапиро основал ф-ку «Фарфор и фаянс», Моисей Брычкин – керамич. произ-во; работали еврейская больница, еврейская с.-х. артель. Евреи арендовали разл. произ-ва: чугунолитейное, смоляное, пивоваренный з-д. В 1867–87 раввином в П. был П.Розовский. В 1887 в П. открылось двухклассное еврейское уч-ще, в 1897 – талмуд-тора.

В нач. 20 в. раввином П. был раби Яков-Шимшон, потомок Якова-Шимшона из Шепетовки, ученика Дойв-Бера из Межирича, одного из распространителей идей хасидизма на Украине. В П. был открьrr хедер мэтукан, в 1910 – талмуд-тора; имелись 15 синагог, еврейское кладбище.

В дек. 1905 в П. произошел погром.

В нач. 20 в. в П. действовала орг-ция Бунда. В 1900-х гг. создано неск. сионистских групп (в 1910-х гг. рук. одной из них – владелец фотомастерской Перли Лухштайн), действовало отд-ние «Поалей Цион». При выборах в 3-ю Гос. Думу проводилась избират. кампания Бунда. В рабочей курии был проведен кандидат Бунда в уполномоченные от ф-к и з-дов. В 1912 в П. состоялась нелег. сионистская конференция, мн. участники к-рой были арестованы.

В 1913 в П. работала еврейская больница. В 1914 евреям в П. принадлежали аптека, все 4 склада аптечных товаров, обе булочные, 5 мельниц, медоваренный, пивоваренный, уксусный з-ды, единств. дровяной склад и единств. склад керосина, все 5 паркетных мастерских, все 3 кирпичных з-да, з-д огнеупорных и шамотных изделий, единств. чугунолитейный и механич. з-д, единств. кожевенный з-д, склад с.-х. машин и орудий, единств. стекольный з-д, 2 фарфоро-фаянсовых з-да, единств. техническая контора, обе б-ки, оба синематографа, все 3 фотомастерские, все 7 гостиниц, 2 трактира, единств. прачечная, все 5 парикмахерских, единств. банкирская контора и 139 лавок и магазинов (в т. ч. 35 бакалейных, все 24 мануфактурные, все 5 колбасных, все 4 книжных). Евреями были все имевшиеся в П. ювелиры (3), портные (7), зубные врачи (3) и 2 врача (из 4).

В 1915 в П. было открыто еврейское уч-ще, в 1917 – еврейские школа и клуб с драматич. кружком на идише.

В сент. 1917 во время погромов, устроенных солдатами рус. армии, было убито 98 евреев. В 1918–19 на службу в армию УНР было мобилизовано 25 евреев П. Вскоре после призыва они были убиты сослуживцами прямо в казармах. В 1919 Мин-во по еврейским делам УНР восстановило разрушенное школьное здание. В апр. 1919 солдаты Директории убили евреев – членов первого ревкома П., в т. ч. пред. ревкома Авраама Ионовича Каца. Весной 1919 погром был устроен вошедшими в город частями Кр. Армии, в ходе к-рого погибло 8 евреев. Через полгода во время аналогичного погрома было убито ок. 40 евреев.

В 1920-х гг. в П. работало отд-ние Евсекции. В 1922 среди евреев П. числилось 124 рабочих; действовали еврейские клубы, кружки, школа, еврейский дет. дом, вечерние курсы еврейской школы. До 1923 в П. работала типография, выпускавшая в т. ч. лит-ру на идише. В 1923 в П. действовали 3 синагоги, об-во «Линас га-Цедек», еврейские очаги. В нач. 1920-х гг. в П. прошли аресты сионистов. В сер. 1920-х гг. действовали хедеры. В 1925 в р-не имелось 817 еврейских х-в. С кон. 1920-х гг. закрываются синагоги. В 1939 была закрыта еврейская школа.

6 июля 1941 П. оккупировали части вермахта. Вскоре 19 евреев были расстреляны как «коммунистические агенты». 23 авг. 1941 в П. было расстреляно 113 евреев, 2 сент. 1941 – более 2 тыс. евреев. Оставшиеся евреи были помещены в гетто, куда были депортированы также евреи из окрестных нас. пунктов (Великая Березна, Воробиевка, Котелянка, Новолабунь, Понинка). 25 июня 1942 при ликвидации гетто было расстреляно 1270 евреев. 2 июля 1942 оставленные в живых 14 ремесленников были депортированы в Шепетовку. Всего в П. было расстреляно неск. тысяч евреев.

После 1945 часть евреев вернулась в П. В 1948 в П. действовал неофициальный миньян.

В 1993 в П. было создано еврейское об-во им. Переца Маркиша (пред. – Семен Львович Бенционов). Действуют синагога, воскресная школа для взрослых. В гор. музее имеется экспозиция, посв. П.Д.Маркишy.

В 2005 в П. проживало неск. десятков евреев.

В П. род.: Н.И.Дикерман, П.Д.Маркиш, Д.Мельников, Ш.Микунис, Л.М.Сибиряков, А.В.Соболев, А.М.Фушман, И.-Л. Шарфман, А.Шпильберг; Илья Абрамович Тепман (р. 1931), специалист в обл. силовых полупроводниковых приборов, канд. техн. наук (1970), Лен. пр. (1966).

М.Туркинец (авт. статьи)