ЛЕБЕНСОН Авром-Дойв-Бер: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Admin переименовал страницу ЛЕБЕНСОН в ЛЕБЕНСОН Авром-Дойв-Бер: дополнена фамилия имя и отчество)
(правка текста, ссылок)
Строка 1: Строка 1:
ЛЕБЕНСОН (Лебензон) Авром-Дойв-Бер (пс. Адам – аббревиатура: Авром-Дойв Михалишкер) (1794, [[Вильна]] – 1878, там же), поэт. Писал на древнееврейском яз. Получил традиц. еврейское религ. образование. С 13 лет жил в [[Михалишках|Михалишках]] Виленской губ., где самостоятельно изучал Талмуд, Каббалу, ср.-век. философию, математику и нем. яз. Ок. 1820 вернулся в [[Вильна|Вильну]], работал домашним учителем (в т. ч. около десяти лет в доме Ц.-Г.[[Каценеленбогена|Каценеленбогена]], маклером. В 1847–64 преподавал древнееврейский и арамейский языки, ТАНАХ в Виленском раввинском уч-ще. Лит. деятельность начал в 1822, написав «Шир ха-вивим», хвалебную оду к свадьбе графа Тышкевича. Затем последовала «Эйвел кавед» – на смерть С.И.[[Каценеленбоген|Каценеленбогена]]. Л. использовал в своих произв. характерн. для еврейской литры нач. 19 в. исевдобиблейскую лексику, риторический пафос, цветистость стиля. Лирика Л., вошедшая в сб-ки «Поэзия священного языка», т. 1–2 (1842–56), «Другие стихи Адама» (1870), проникнута ощущением эфемерности счастья и неотвратимости смерти. В открытой сторонниками движения Гаскалы хоральной синагоге Л. выступал с речами, в к-рых обличал обскурантизм. Участвовал в изд. ТАНАХа на нем. яз. еврейским шрифтом (т. 1–17, 1848–53). В Полн. собр. соч. Л. (т. 1–6, 1895) включены произв. его сына М.-И.[[Лебенсон|Лебенсона]]. [[Категория:Персоналии]]
ЛЕБЕНСОН (Лебензон) Авром-Дойв-Бер (пс. Адам – аббревиатура: Авром-Дойв Михалишкер) (1794, [[ВИЛЬНА| Вильна]] – 1878, там же), поэт.[[Категория:Персоналии]]
 
Писал на древнееврейском яз. Получил традиц. еврейское религ. образование. С 13 лет жил в [[МИХАЛИШКИ|Михалишках]] Виленской губ., где самостоятельно изучал Талмуд, Каббалу, ср.-век. философию, математику и нем. яз. Ок. 1820 вернулся в Вильну, работал домашним учителем (в т. ч. около десяти лет в доме Ц.-Г.[[КАЦЕНЕЛЕНБОГЕН Саул Иосифович|Каценеленбогена]], маклером. [[Категория:Персоналии]]
 
В 1847–64 преподавал древнееврейский и арамейский языки, ТАНАХ в Виленском раввинском уч-ще. Лит. деятельность начал в 1822, написав «Шир ха-вивим», хвалебную оду к свадьбе графа Тышкевича. Затем последовала «Эйвел кавед» – на смерть С.И.[[Каценеленбоген|Каценеленбогена]].[[Категория:Персоналии]]
 
Л. использовал в своих произв. характерн. для еврейской литры нач. 19 в. псевдобиблейскую лексику, риторический пафос, цветистость стиля. Лирика Л., вошедшая в сб-ки «Поэзия священного языка», т. 1–2 (1842–56), «Другие стихи Адама» (1870), проникнута ощущением эфемерности счастья и неотвратимости смерти. В открытой сторонниками движения Гаскалы хоральной синагоге Л. выступал с речами, в к-рых обличал обскурантизм. Участвовал в изд. ТАНАХа на нем. яз. еврейским шрифтом (т. 1–17, 1848–53). В Полн. собр. соч. Л. (т. 1–6, 1895) включены произв. его сына М.-И.[[ЛЕЬЕНСОН Миха-Иосиф|Лебенсона]]. [[Категория:Персоналии]]

Версия 18:37, 21 февраля 2021

ЛЕБЕНСОН (Лебензон) Авром-Дойв-Бер (пс. Адам – аббревиатура: Авром-Дойв Михалишкер) (1794, Вильна – 1878, там же), поэт.

Писал на древнееврейском яз. Получил традиц. еврейское религ. образование. С 13 лет жил в Михалишках Виленской губ., где самостоятельно изучал Талмуд, Каббалу, ср.-век. философию, математику и нем. яз. Ок. 1820 вернулся в Вильну, работал домашним учителем (в т. ч. около десяти лет в доме Ц.-Г.Каценеленбогена, маклером.

В 1847–64 преподавал древнееврейский и арамейский языки, ТАНАХ в Виленском раввинском уч-ще. Лит. деятельность начал в 1822, написав «Шир ха-вивим», хвалебную оду к свадьбе графа Тышкевича. Затем последовала «Эйвел кавед» – на смерть С.И.Каценеленбогена.

Л. использовал в своих произв. характерн. для еврейской литры нач. 19 в. псевдобиблейскую лексику, риторический пафос, цветистость стиля. Лирика Л., вошедшая в сб-ки «Поэзия священного языка», т. 1–2 (1842–56), «Другие стихи Адама» (1870), проникнута ощущением эфемерности счастья и неотвратимости смерти. В открытой сторонниками движения Гаскалы хоральной синагоге Л. выступал с речами, в к-рых обличал обскурантизм. Участвовал в изд. ТАНАХа на нем. яз. еврейским шрифтом (т. 1–17, 1848–53). В Полн. собр. соч. Л. (т. 1–6, 1895) включены произв. его сына М.-И.Лебенсона.