АРГО Абрам Маркович: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
В 1917 приехал в Москву, печатался в газ. «Новая жизнь». Встреча с поэтом Н.А.Адуевым положила начало их совместной многолетней работе. В 1919 А. зав. лит. частью т-ра «Гротеск» в [[ХАРЬКОВ|Харькове]], сотрудничал в «Окнах сатиры» УкРОСТа.[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] | В 1917 приехал в Москву, печатался в газ. «Новая жизнь». Встреча с поэтом Н.А.Адуевым положила начало их совместной многолетней работе. В 1919 А. зав. лит. частью т-ра «Гротеск» в [[ХАРЬКОВ|Харькове]], сотрудничал в «Окнах сатиры» УкРОСТа.[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] | ||
В 1920 окончательно переехал в Москву. Для театров и коллективов «Синяя блуза» написал агитбуффонаду «Муха под судом», сатирич. сцену «История самодержавия» для кабаре «Нерыдай» и политобозрение «Путешествие Бульбуса 17–21» (совм. с Адуевым и Д.Г.[[ | В 1920 окончательно переехал в Москву. Для театров и коллективов «Синяя блуза» написал агитбуффонаду «Муха под судом», сатирич. сцену «История самодержавия» для кабаре «Нерыдай» и политобозрение «Путешествие Бульбуса 17–21» (совм. с Адуевым и Д.Г.[[ГУТМАН Давид Григорьевич|Гутманом]]) для Т-ра рев. сатиры (Теревсат). В содружестве с Адуевым создал новые тексты к опереттам «Жирофле-Жирофля» (Камерный т-р, 1924), «Прекрасная Елена» (Большой т-р, 1925), «Орфей в аду» (Моск. т-р муз. комедии, 1925). Печатался в ж. «Красный перец» (1923–24). В 1927 инсценировал (совм. с Адуевым) «Мендель Маранц» по мотивам рассказов Д.Фридмана (поставлена в [[РОСТОВ-НА-ДОНУ|Ростове-на-Дону]]). Для Моск. т-ра Сатиры А. вместе с другими авторами создал новые драматургич. формы – комедии-обозрения: «Ой, не ходи, Грицю, на «Заговор императрицы»» (совм. с Р.Г.Корфом и Э.Б.Краснянским, 1925), «Европа что надо» (совм. с Адуевым и Л.В.[[НИКУЛИН Л|Никулиным]]), А. автор либретто одной из первых сов. оперетт – «Полярные страсти» (1931).[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] | ||
В июне 1941 А. написал одноактную патриотич. пьесу «Не отдадим», в 1941—42 работал в агитт-ре «Ястребок», сотрудничал в «Окнах РОСТа». А. известен также как автор острых эпиграмм, пародий, сатирич. куплетов, к-рые с успехом исполняли В.Я.[[Хенкин]], Б.С.[[Борисов]]], Л.О.[[УТЕСОВ Леонид Осипович|Утесов]]. А. перевел на рус.яз. пьесы «Рюи Блаз» В.Гюго, «Карл IX» А.Шенье, стихи франц. поэтов.[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] | В июне 1941 А. написал одноактную патриотич. пьесу «Не отдадим», в 1941—42 работал в агитт-ре «Ястребок», сотрудничал в «Окнах РОСТа». А. известен также как автор острых эпиграмм, пародий, сатирич. куплетов, к-рые с успехом исполняли В.Я.[[Хенкин]], Б.С.[[Борисов]]], Л.О.[[УТЕСОВ Леонид Осипович|Утесов]]. А. перевел на рус.яз. пьесы «Рюи Блаз» В.Гюго, «Карл IX» А.Шенье, стихи франц. поэтов.[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] |
Версия 17:51, 3 января 2021
АРГО (наст. фам. Гольденберг) Абрам Маркович (1897, Елисаветград Херсонской губ. – 1968, Москва), драматург. Лит. деятельность начал в 1915 в Одессе.
В 1917 приехал в Москву, печатался в газ. «Новая жизнь». Встреча с поэтом Н.А.Адуевым положила начало их совместной многолетней работе. В 1919 А. зав. лит. частью т-ра «Гротеск» в Харькове, сотрудничал в «Окнах сатиры» УкРОСТа.
В 1920 окончательно переехал в Москву. Для театров и коллективов «Синяя блуза» написал агитбуффонаду «Муха под судом», сатирич. сцену «История самодержавия» для кабаре «Нерыдай» и политобозрение «Путешествие Бульбуса 17–21» (совм. с Адуевым и Д.Г.Гутманом) для Т-ра рев. сатиры (Теревсат). В содружестве с Адуевым создал новые тексты к опереттам «Жирофле-Жирофля» (Камерный т-р, 1924), «Прекрасная Елена» (Большой т-р, 1925), «Орфей в аду» (Моск. т-р муз. комедии, 1925). Печатался в ж. «Красный перец» (1923–24). В 1927 инсценировал (совм. с Адуевым) «Мендель Маранц» по мотивам рассказов Д.Фридмана (поставлена в Ростове-на-Дону). Для Моск. т-ра Сатиры А. вместе с другими авторами создал новые драматургич. формы – комедии-обозрения: «Ой, не ходи, Грицю, на «Заговор императрицы»» (совм. с Р.Г.Корфом и Э.Б.Краснянским, 1925), «Европа что надо» (совм. с Адуевым и Л.В.Никулиным), А. автор либретто одной из первых сов. оперетт – «Полярные страсти» (1931).
В июне 1941 А. написал одноактную патриотич. пьесу «Не отдадим», в 1941—42 работал в агитт-ре «Ястребок», сотрудничал в «Окнах РОСТа». А. известен также как автор острых эпиграмм, пародий, сатирич. куплетов, к-рые с успехом исполняли В.Я.Хенкин, Б.С.Борисов], Л.О.Утесов. А. перевел на рус.яз. пьесы «Рюи Блаз» В.Гюго, «Карл IX» А.Шенье, стихи франц. поэтов.
Братья А. – либреттист Я.М.Галицкий, писал под псевд. Куба Галицкий и киноактер Л. М. Гольдберг, снимался под фам. Л. Гранский.
Соч.: Звучит слово, М., 1962; Восторги и вдохновения, М., 1967; Своими глазами, М., 1969.