АНДИЖАН: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
Admin (обсуждение | вклад) (добавлена ссылка, правка текста, ссылок) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
АНДИЖАН, город, центр Андижанской обл. (Республика Узбекистан). Изв. с 9 в. под назв. Андукан. Входил в Кокандское ханство. С 1876 — в составе Рос. империи, уездный город Ферганской обл. [[Категория:География]]В 1897 в А. проживал 721 еврей, в 1926 — 1833 (2,5%), в 1939 — 1788, в 1970 — 4122 (5,4%), в 1979 — 4033 (1,8%), в 1989 – 5360 евреев. [[Категория:География]]А. — одно из традиционных мест проживания бухарских евреев. Переселившиеся в А. после 1876 ашкеназийские евреи создали свою общину. В 1894 власти официально разрешили открыть синагогу. В 1910 действовало еврейское кладбище. С 1890-х гг. в А. функционировал закупочный пункт торг. дома «Бр. Шлосберг», в 1917 торг. дом владел в А. хлопкоочистительным з-дом. С нач. 20 в. А. — один из крупных экон. и торгово-пром. центров Туркестана. Бухарская еврейка Эстер Шоломоновна Давыдбаева владела двумя хлопкоочистительными з-дами в А.; в нач. 20 в. в А. открылось отд-ние «Потеляховского торгово-промышленного т-ва на паях», в правление к-рого входили Э.Ш.Давыдбаева и Р.Ш.[[Потеляхов]]; т-во имело паровую мукомольную мельницу. Значит. часть бухарских евреев в А. занималась крашением тканей, мелкой торговлей; среди ашкеназийских евреев преобладали ремесленники и представители свободных профессий — врачи, фармацевты, фотографы и др. В 1918 в А. произошел еврейский погром; были случаи насильственного обращения в ислам. В 1926 в Андижанском окр. была организована еврейская с.-х. артель «Кзыл-Дехкан» (122 чел.), в 1927 — 2 артели: «Надежда» (100 чел.) и «Мадат» (23 семьи). В кон. 1920-х гг. в Андижанском окр. действовали 2 еврейские кустарно-промысловые артели — «Буяхчи», «Биргиум»; 3 туземно-еврейские школы. [[Категория:География]]Во 2-й пол. 1920-х — нач. 1930-х гг. в А. проходила кампания по закрытию синагог. В 1945 Советом по делам религ. культов было отклонено ходатайство верующих евреев А. о возвращении им здания одной из двух бывших синагог. В 1946 еврейская община А. заключила договор на 10 лет на аренду частновладельч. дома. Раввином А. был Нисим Равинович Сулейманов (1905—1989), исполнявший также обязанности шохета и моэла. По будням синагогу посещало 80—100 чел., по праздникам — более 300. [[Категория:География]]В 1990-х гг. миньян в синагоге собирался не чаще трех раз в неделю. На еврейском кладбище в зале прощания находится доска с портретами бывш. председателей общины. Старый еврейский квартал в А. не сохранился. В мае 1990 в А. произошел еврейский погром (13 домов было сожжено или разграблено, неск. женщин подверглись насилию). В 1989—94 из А. в Израиль выехало 1795 евреев. [[Категория:География]]В А. род. И.Н.[[Фридляндер]]. [[Категория:География]]Ю.Н.Григорьева [[Категория:География]] | АНДИЖАН, город, центр Андижанской обл. (Республика Узбекистан). Изв. с 9 в. под назв. Андукан. Входил в Кокандское ханство. С 1876 — в составе Рос. империи, уездный город Ферганской обл. [[Категория:География]]В 1897 в А. проживал 721 еврей, в 1926 — 1833 (2,5%), в 1939 — 1788, в 1970 — 4122 (5,4%), в 1979 — 4033 (1,8%), в 1989 – 5360 евреев. [[Категория:География]] | ||
А. — одно из традиционных мест проживания бухарских евреев. Переселившиеся в А. после 1876 ашкеназийские евреи создали свою общину. В 1894 власти официально разрешили открыть синагогу. В 1910 действовало еврейское кладбище. С 1890-х гг. в А. функционировал закупочный пункт торг. дома «Бр. Шлосберг», в 1917 торг. дом владел в А. хлопкоочистительным з-дом. С нач. 20 в. А. — один из крупных экон. и торгово-пром. центров Туркестана. Бухарская еврейка Эстер Шоломоновна Давыдбаева владела двумя хлопкоочистительными з-дами в А.; в нач. 20 в. в А. открылось отд-ние «Потеляховского торгово-промышленного т-ва на паях», в правление к-рого входили Э.Ш.Давыдбаева и Р.Ш.[[Потеляхов]]; т-во имело паровую мукомольную мельницу. Значит. часть бухарских евреев в А. занималась крашением тканей, мелкой торговлей; среди ашкеназийских евреев преобладали ремесленники и представители свободных профессий — врачи, фармацевты, фотографы и др. В 1918 в А. произошел еврейский погром; были случаи насильственного обращения в ислам. В 1926 в Андижанском окр. была организована еврейская с.-х. артель «Кзыл-Дехкан» (122 чел.), в 1927 — 2 артели: «Надежда» (100 чел.) и «Мадат» (23 семьи). В кон. 1920-х гг. в Андижанском окр. действовали 2 еврейские кустарно-промысловые артели — «Буяхчи», «Биргиум»; 3 туземно-еврейские школы. [[Категория:География]] | |||
Во 2-й пол. 1920-х — нач. 1930-х гг. в А. проходила кампания по закрытию синагог. В 1945 Советом по делам религ. культов было отклонено ходатайство верующих евреев А. о возвращении им здания одной из двух бывших синагог. В 1946 еврейская община А. заключила договор на 10 лет на аренду частновладельч. дома. Раввином А. был Нисим Равинович Сулейманов (1905—1989), исполнявший также обязанности шохета и моэла. По будням синагогу посещало 80—100 чел., по праздникам — более 300. [[Категория:География]] | |||
В 1990-х гг. миньян в синагоге собирался не чаще трех раз в неделю. На еврейском кладбище в зале прощания находится доска с портретами бывш. председателей общины. Старый еврейский квартал в А. не сохранился. В мае 1990 в А. произошел еврейский погром (13 домов было сожжено или разграблено, неск. женщин подверглись насилию). В 1989—94 из А. в Израиль выехало 1795 евреев. [[Категория:География]] | |||
В А. род.:Ф. [[БОРУХОВА Фатима |Борухова]], И.Н.[[Фридляндер]]. [[Категория:География]] | |||
Ю.Н.Григорьева (авт. статьи) [[Категория:География]] |
Версия 13:56, 4 января 2021
АНДИЖАН, город, центр Андижанской обл. (Республика Узбекистан). Изв. с 9 в. под назв. Андукан. Входил в Кокандское ханство. С 1876 — в составе Рос. империи, уездный город Ферганской обл.В 1897 в А. проживал 721 еврей, в 1926 — 1833 (2,5%), в 1939 — 1788, в 1970 — 4122 (5,4%), в 1979 — 4033 (1,8%), в 1989 – 5360 евреев.
А. — одно из традиционных мест проживания бухарских евреев. Переселившиеся в А. после 1876 ашкеназийские евреи создали свою общину. В 1894 власти официально разрешили открыть синагогу. В 1910 действовало еврейское кладбище. С 1890-х гг. в А. функционировал закупочный пункт торг. дома «Бр. Шлосберг», в 1917 торг. дом владел в А. хлопкоочистительным з-дом. С нач. 20 в. А. — один из крупных экон. и торгово-пром. центров Туркестана. Бухарская еврейка Эстер Шоломоновна Давыдбаева владела двумя хлопкоочистительными з-дами в А.; в нач. 20 в. в А. открылось отд-ние «Потеляховского торгово-промышленного т-ва на паях», в правление к-рого входили Э.Ш.Давыдбаева и Р.Ш.Потеляхов; т-во имело паровую мукомольную мельницу. Значит. часть бухарских евреев в А. занималась крашением тканей, мелкой торговлей; среди ашкеназийских евреев преобладали ремесленники и представители свободных профессий — врачи, фармацевты, фотографы и др. В 1918 в А. произошел еврейский погром; были случаи насильственного обращения в ислам. В 1926 в Андижанском окр. была организована еврейская с.-х. артель «Кзыл-Дехкан» (122 чел.), в 1927 — 2 артели: «Надежда» (100 чел.) и «Мадат» (23 семьи). В кон. 1920-х гг. в Андижанском окр. действовали 2 еврейские кустарно-промысловые артели — «Буяхчи», «Биргиум»; 3 туземно-еврейские школы.
Во 2-й пол. 1920-х — нач. 1930-х гг. в А. проходила кампания по закрытию синагог. В 1945 Советом по делам религ. культов было отклонено ходатайство верующих евреев А. о возвращении им здания одной из двух бывших синагог. В 1946 еврейская община А. заключила договор на 10 лет на аренду частновладельч. дома. Раввином А. был Нисим Равинович Сулейманов (1905—1989), исполнявший также обязанности шохета и моэла. По будням синагогу посещало 80—100 чел., по праздникам — более 300.
В 1990-х гг. миньян в синагоге собирался не чаще трех раз в неделю. На еврейском кладбище в зале прощания находится доска с портретами бывш. председателей общины. Старый еврейский квартал в А. не сохранился. В мае 1990 в А. произошел еврейский погром (13 домов было сожжено или разграблено, неск. женщин подверглись насилию). В 1989—94 из А. в Израиль выехало 1795 евреев.
В А. род.:Ф. Борухова, И.Н.Фридляндер.
Ю.Н.Григорьева (авт. статьи)