КУТАИСИ: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
||
(не показано 7 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 9: | Строка 9: | ||
В 1877, 1884, 1885, 1909 были попытки спровоцировать «кровавый навет» (наиб. известно т. н. Сачхерское дело или дело Сарры Модебадзе, закончившееся в 1879 оправданием обвиняемых евреев). В 1895 властям удалось предотвратить попытку еврейского погрома. [[Категория:География]] | В 1877, 1884, 1885, 1909 были попытки спровоцировать «кровавый навет» (наиб. известно т. н. Сачхерское дело или дело Сарры Модебадзе, закончившееся в 1879 оправданием обвиняемых евреев). В 1895 властям удалось предотвратить попытку еврейского погрома. [[Категория:География]] | ||
В кон. 19–нач. 20 в. евреи стали селиться за пределами Еврейской слободки (в т. ч. и в центре города, где был открыт ряд еврейских магазинов). В 1903 открылась еврейская школа, где наряду с традиционными предметами велось преподавание светских дисциплин. В 1908 пожар уничтожил 80 принадлежавших евреям домов (300 семей остались без крова). Евреи К. участвовали в создании (1914) Кавказского торг.-пром. банка в Тифлисе (совр. [[ТБИЛИСИ|Тбилиси]]). Евреи входили в руководящие органы ряда гор. благотворит. учреждений. [[Категория:География]] | В кон. 19–нач. 20 в. евреи стали селиться за пределами Еврейской слободки (в т. ч. и в центре города, где был открыт ряд еврейских магазинов). В 1903 открылась еврейская школа, где наряду с традиционными предметами велось преподавание светских дисциплин. В 1908 пожар уничтожил 80 принадлежавших евреям домов (300 семей остались без крова). Евреи К. участвовали в создании (1914) Кавказского торг.-пром. банка в Тифлисе (совр. [[ТБИЛИСИ|''Тбилиси'']]). Евреи входили в руководящие органы ряда гор. благотворит. учреждений. [[Категория:География]] | ||
В нач. 20 в. в К. возник сионистский кружок, в к-ром больщинство составляли ашкеназийские евреи. Активизация сионистской деятельности в сер. 1910-х гг. связана с именем Д.[[БААЗОВ Давид|Баазова]], к-рый уделял особое внимание К. как одному из центров еврейства Закавказья. Баазову противостояли, с одной стороны, ортодоксальные евреи во главе с раввином Р.[[ЭЛУАШВИЛИ Рубен|Элуашвили]], с другой – ассимиляторски настроенные евреи во гл. с Иосифом и Михаилом Хананашвили. С 1912 шохетом в К. был Шнеур-Залман Альтшулер (?–1955). В 1917 ортодоксальные круги еврейства примкнули к партии «Агудат Исраэль»; сионисты образовали ячейку «Цеирей Цион» и в 1918–19 издавали двухнед. газ. «Хма эбюраелиса», распространявшуюся по всей [[ГРУЗИЯ|Грузии]]. Ред. газ. был Шломо Цициашвили (?–1926, Э.-И.). После обретения Грузией независимости (кон. 1917) членами Нац. совета от К. были избраны И. и М.Хананашвили. В 1918 в К. прошло Всегрузинское собрание евреев, выдвинувшее кандидатами в депутаты Нац. совета кутаисцев М.Р.[[ДАВАРАШВИЛИ Моше Рахамимович|Даварашвили]] и А.Бузиашвили. В 1919 в парламент Грузии от К. были избраны Даварашвили и И.А.[[ЭЛИГУЛАШВИЛИ Иосиф Аронович|Элигулашвили]]. В 1920 при активном участии евреев в К. был открыт Западно-Груз. банк. В | В нач. 20 в. в К. возник сионистский кружок, в к-ром больщинство составляли ашкеназийские евреи. Активизация сионистской деятельности в сер. 1910-х гг. связана с именем ''Д.[[БААЗОВ Давид|Баазова]]'', к-рый уделял особое внимание К. как одному из центров еврейства Закавказья. Баазову противостояли, с одной стороны, ортодоксальные евреи во главе с раввином ''Р.[[ЭЛУАШВИЛИ Рубен|Элуашвили]]'', с другой – ассимиляторски настроенные евреи во гл. с Иосифом и Михаилом Хананашвили. С 1912 шохетом в К. был Шнеур-Залман Альтшулер (?–1955). В 1917 ортодоксальные круги еврейства примкнули к партии «Агудат Исраэль»; сионисты образовали ячейку «Цеирей Цион» и в 1918–19 издавали двухнед. газ. «Хма эбюраелиса», распространявшуюся по всей [[ГРУЗИЯ|''Грузии'']]. Ред. газ. был Шломо Цициашвили (?–1926, Э.-И.). После обретения Грузией независимости (кон. 1917) членами Нац. совета от К. были избраны И. и М.Хананашвили. В 1918 в К. прошло Всегрузинское собрание евреев, выдвинувшее кандидатами в депутаты Нац. совета кутаисцев ''М.Р.[[ДАВАРАШВИЛИ Моше Рахамимович|Даварашвили]]'' и А.Бузиашвили. В 1919 в парламент Грузии от К. были избраны Даварашвили и ''И.А.[[ЭЛИГУЛАШВИЛИ Иосиф Аронович|Элигулашвили]]''. В 1920 при активном участии евреев в К. был открыт Западно-Груз. банк. В 1916–25 главой иешивы в К. был Ш. [[ЛЕВИТИН Шмуэль|''Левитин'']], представитель Ш.-Д.-Б. [[ШНЕЕРСОН Шолом-Дойв-Бер|''Шнеерсона'']]. [[Категория:География]] | ||
После установления сов. власти в Грузии (1921) значит. часть состоят. евреев выехала из страны. В 1922 в еврейском квартале была открыта еврейская амбулатория, в 1925 – гор. еврейская б-ка и школа для еврейских детей. В 1928 пожар уничтожил 240 домов (ок. 1 тыс. чел. остались без крова). В том же году в К. открылось отд-ние Евкомбеда, в 1929 – отд-ние ОЗЕТа, с помощью к-рых было организовано 12 еврейских пром. артелей (св. 440 рабочих). В 1929 при Евкомбеде был создан клуб (местный драматич. кружок в 1932 победил на респ. смотре худож. самодеятельности). В 1931–38 ок. К. действовал еврейский колхоз (17 семей). [[Категория:География]] | После установления сов. власти в Грузии (1921) значит. часть состоят. евреев выехала из страны. В 1922 в еврейском квартале была открыта еврейская амбулатория, в 1925 – гор. еврейская б-ка и школа для еврейских детей. В 1928 пожар уничтожил 240 домов (ок. 1 тыс. чел. остались без крова). В том же году в К. открылось отд-ние Евкомбеда, в 1929 – отд-ние ОЗЕТа, с помощью к-рых было организовано 12 еврейских пром. артелей (св. 440 рабочих). В 1929 при Евкомбеде был создан клуб (местный драматич. кружок в 1932 победил на респ. смотре худож. самодеятельности). В 1931–38 ок. К. действовал еврейский колхоз (17 семей). [[Категория:География]] | ||
В 1920–30-х гг. раввинами в К. были М.Давиташвили, Я.Даварашвили, М.Даварашвили, Х.Д.[[ЭЛИАШВИЛИ Хаим Даниелович|Элиашвили]], Хубелашвили, Я.Папиашвили, Х.Цхвирашвили, Х.Фаникашвили, Ш.Пичхадзе и др. В | В 1920–30-х гг. раввинами в К. были ''М. [[ДАВИТИАШВИЛИ Михаэль Израилевич |Давиташвили]], Я.[[ДАВАРАШВИЛИ Яков Рахамимович|Даварашвили]], М.[[ДАВАРАШВИЛИ Моше Рахамимович|Даварашвили]], Х.Д.[[ЭЛИАШВИЛИ Хаим Даниелович|Элиашвили]]'', Хубелашвили, Я.Папиашвили, Х.Цхвирашвили, Х.Фаникашвили, Ш.Пичхадзе и др. В 1935–39 раввином ашкеназийской общины К. был ''А.-Л.[[СЛАВИН Авром-Леви|Славин]]''. В 1924 и в 1926–27 в К. жил представитель ''Й.-И.[[ШНЕЕРСОН Йосеф-Ицхок|Шнеерсона]]'' Симон Якобсон (Якобошвили) (1900, Кутаиси – 1953, Торонто). Одноврем. власти всячески препятствовали отправлению религ. культа, подвергали преследованию раввинов. В 1939 были арестованы М.Давиташвили и ''А.-Л.[[СЛАВИН Авром-Леви|Славин]]'', однако все 3 синагоги продолжали функционировать. В нелег. хедерах в кон. 1920-х гг. обучалось ок. 300 детей. [[Категория:География]] | ||
В 1931–33 в К. действовала нелег. любавичская иешива «Томхей Тмимим», к-рой руководил Шнеер-Залман Левитин (1906, Гадяч – 1977, Нью-Йорк). С 1938 раввином в К. был любавичский хасид Хаим- | В 1931–33 в К. действовала нелег. любавичская иешива «Томхей Тмимим», к-рой руководил Шнеер-Залман Левитин (1906, Гадяч – 1977, Нью-Йорк). С 1938 раввином в К. был любавичский хасид ''Х.-М. [[ПЕРЛОВ Хаим-Мордхе|Перлов]]''. В кон. 1930-х гг. любавичскую иешиву в К. возглавляли Йосеф Голдберг (1914, Тирасполь – 1985, Париж) и М.[[ЛИПСКЕР Михаэль|''Липскер'']]. [[Категория:География]] | ||
После 1945 в К. действовало 3 синагоги. Первая – ул. Шаумяна, д. 8, раввин – М.Р.Даварашвили; в обычные дни на службу собиралось 200 чел., в праздники – до 400. Вторая – ул. Шаумяна, 8, раввины: Яков Абрамович Хубелашвили (1886–1950), Х.Д.Елиашвили, Мордехай Шамелашвили (1910–1999), Исаак Михелашвили (1939–1984), Шолом Фаникашвили (р. 1944), Давид Пичхадзе (р. 1934); шохеты: любавичский хасид Залман Гершович Альтшуллер (1873–?), Елохим Михайлович Фаникашвили (1900–1971); моэлы: Тевель Борухович Вейт (1870–?), Я.Р.[[ДАВАРАШВИЛИ Яков Рахамимович|Даварашвили]], Израиль Локшин (1913–?); в обычные дни в синагоге собиралось до 300 чел., в праздники – до 800. Третья – ул. Шаумяна, д. 39, раввин – Шмуэль Фаникашвили (р. 1952); функции шохета, моэла выполняли служители соседней синагоги; в обычные дни в синагоге собиралось до 200 чел., в праздники – до 600 чел. [[Категория:География]] | После 1945 в К. действовало 3 синагоги. Первая – ул. Шаумяна, д. 8, раввин – М.Р.Даварашвили; в обычные дни на службу собиралось 200 чел., в праздники – до 400. Вторая – ул. Шаумяна, 8, раввины: Яков Абрамович Хубелашвили (1886–1950), Х.Д.Елиашвили, Мордехай Шамелашвили (1910–1999), Исаак Михелашвили (1939–1984), Шолом Фаникашвили (р. 1944), Давид Пичхадзе (р. 1934); шохеты: любавичский хасид Залман Гершович Альтшуллер (1873–?), Елохим Михайлович Фаникашвили (1900–1971); моэлы: Тевель Борухович Вейт (1870–?), ''Я.Р.[[ДАВАРАШВИЛИ Яков Рахамимович|Даварашвили]]'', Израиль Локшин (1913–?); в обычные дни в синагоге собиралось до 300 чел., в праздники – до 800. Третья – ул. Шаумяна, д. 39, раввин – Шмуэль Фаникашвили (р. 1952); функции шохета, моэла выполняли служители соседней синагоги; в обычные дни в синагоге собиралось до 200 чел., в праздники – до 600 чел. [[Категория:География]] | ||
В 1952 власти предприняли попытку закрыть синагоги, что вызвало резко негативную реакцию еврейской общественности (в 1953 синагоги были открыты). Продолжались преследования раввинов. В 1965 в К. имел место «кровавый навет». [[Категория:География]] | В 1952 власти предприняли попытку закрыть синагоги, что вызвало резко негативную реакцию еврейской общественности (в 1953 синагоги были открыты). Продолжались преследования раввинов. В 1965 в К. имел место «кровавый навет». [[Категория:География]] | ||
В 1960–80-х гг. евреи играли видную роль в «теневой» экономике города, в еврейском квартале действовал черный рынок, на к-ром шла торговля «дефицитом» и импортными товарами. В 1971 из К. в Израиль выехали первые 13 еврейских семей. Евреи К. участвовали в массовых акциях евреев-«отказников» в [[МОСКВА|Москве]] (1971). В 1970-х гг. из К. в разл. страны выехало ок. 5 тыс. евреев. В 1981 в К. действовало 3 синагоги. Экономич. трудности и политич. нестабильность нач. 1990-х гг. привели к массовому выезду евреев из К. [[Категория:География]] | В 1960–80-х гг. евреи играли видную роль в «теневой» экономике города, в еврейском квартале действовал черный рынок, на к-ром шла торговля «дефицитом» и импортными товарами. В 1971 из К. в Израиль выехали первые 13 еврейских семей. Евреи К. участвовали в массовых акциях евреев-«отказников» в [[МОСКВА|''Москве'']] (1971). В 1970-х гг. из К. в разл. страны выехало ок. 5 тыс. евреев. В 1981 в К. действовало 3 синагоги. Экономич. трудности и политич. нестабильность нач. 1990-х гг. привели к массовому выезду евреев из К. [[Категория:География]] | ||
В 1999 в К. проживало ок. 150 еврейских семей. [[Категория:География]] | В 1999 в К. проживало ок. 150 еврейских семей. [[Категория:География]] | ||
В К. род.: И.[[АДЖИАШВИЛИ Ицхак|Аджиашвили]], И.[[БАБАЛИКАШВИЛИ Исраэль|Бабаликашвили]], Ю.И. [[БУЗИАШВИЛИ Юрий Иосифович|Бузиашвили]], М.Я.[[ВАЛЯНСКИЙ Михаил Яковлевич|Валянский]], М.[[ДАВИТАШВИЛИ Михаил|Давиташвили]], М. И. [[ДАВИТИАШВИЛИ Михаэль Израилевич |Давиташвили]], М.[[КАКИТЕЛАШВИЛИ Михаил|Какителашвили]], А.И.[[РИЖИНАШВИЛИ Абрам Иосифович|Рижинашвили]], Ш.М.[[СЕПИАШВИЛИ Шота Михайлович|Сепиашвили]], Р.[[ТАВДИДИШВИЛИ Роза|Тавдидишвили]], И.Г.[[ФРИХ-ХАР Исидор Григорьевич|Фрих-Хар]], Д.М. [[ХАНАНАШВИЛИ Даниэл Моисеевич|Хананашвили]], А.Я.[[ЦИЦИАШВИЛИ Абон Яковлевич|Цициашвили]], Б.М.[[ЧИКВАШВИЛИ Борис Меирович|Чиквашвили]], Ш.Д.[[ЧИКВАШВИЛИ Шалва Даниелович|Чиквашвили]], Ш.М.[[ | В К. род.: ''И.[[АДЖИАШВИЛИ Ицхак|Аджиашвили]], И.[[БАБАЛИКАШВИЛИ Исраэль|Бабаликашвили]], Ю.И. [[БУЗИАШВИЛИ Юрий Иосифович|Бузиашвили]], М.Я.[[ВАЛЯНСКИЙ Михаил Яковлевич|Валянский]], М.[[ДАВИТАШВИЛИ Михаил|Давиташвили]], М. И. [[ДАВИТИАШВИЛИ Михаэль Израилевич |Давиташвили]], М.[[КАКИТЕЛАШВИЛИ Михаил|Какителашвили]], А.И.[[РИЖИНАШВИЛИ Абрам Иосифович|Рижинашвили]], Ш.М.[[СЕПИАШВИЛИ Шота Михайлович|Сепиашвили]], Р.[[ТАВДИДИШВИЛИ Роза|Тавдидишвили]], И.Г.[[ФРИХ-ХАР Исидор Григорьевич|Фрих-Хар]], Д.М. [[ХАНАНАШВИЛИ Даниэл Моисеевич|Хананашвили]], А.Я.[[ЦИЦИАШВИЛИ Абон Яковлевич|Цициашвили]], Б.М.[[ЧИКВАШВИЛИ Борис Меирович|Чиквашвили]], Ш.Д.[[ЧИКВАШВИЛИ Шалва Даниелович|Чиквашвили]], Ш.М.[[ЭЛАШВИЛИ Шабата Михайлович|Элашвили]], И.А.[[ЭЛИГУЛАШВИЛИ Иосиф Аронович|Элигулашвили]], Р.Ш.[[ЭНУКАШВИЛИ Рубен Шалвович|Энукашвили]]''; Джемал Шалвович Бениашвили (р. 1941), врач, д-р мед. наук (1981), проф. (1994), д. ч. Нью-Йоркской АН (1995), с 1996 – в Израиле, специалист в обл. онкологии; Эммануил Львович Кохман (1894–?), врач, полк. мед. службы, в 1941– 44 – нач. сан. службы Упр-ния погранич. войск НКВД СССР; Захария Абрамович Топчиашвили (р. 1926), врач, д-р мед. наук (1965), проф. (1965), автор ок. 100 науч. тр., в т. ч. монографии; Рафаэль Иосебович Цициашвили (р. 1929), экономист, д-р экономич. наук (1989), проректор Тбилисского высш. уч-ща бизнеса (с 1994). [[Категория:География]] |
Текущая версия на 17:23, 1 мая 2024
КУТАИСИ (в 1810–1917 – Кутаис), город (Грузия). Изв. с 6 в. до н. э. В 6–2 вв. до н. э. – в составе Колхидского царства, в 8–10 вв. – столица Абхазского царства. С 1259 – столица Имеретии, в 14–15 – в Картлийском царстве. С 1462 – вновь столица Имеретии. С 1810 – в составе Рос. империи, в 1840–46 – центр Грузино-Имеретинской, с 1846 – Кутаисской губ. В 1918–21 – в составе Грузинской Демократической Республики, в 1921–91 – ГССР.
В нач. 1840-х гг. в К. проживало 840 евреев (25%), в 1852 – 1105 (32,5%), в 1863 – 1261 (28%), в 1885 – 2488 (10%), в 1897 – 3464 (10,7%), в 1903 – 4364 (10%), в 1908 – 6266 (12,9%), в 1910 – 8408 (16,3%), в 1912 – 9559 (17%), в 1915 – 10 479 (18%), в 1922 – 4788 (10%), в 1926 – 4982 (9,8%), в 1939 – 6906 (8,9%), в 1959 – 7981 (6,2%), в 1970 – 8941 (5,5%), в 1979 – 4024 (2,1%), в 1989 – 4030 евреев.
Первое упом. о евреях К. датируется 1644. Во 2-й пол. 18 в. численность еврейского населения резко возросла, возникла Еврейская слободка, была построена первая, т. н. Маленькая синагога, рядом со слободкой было заложено еврейское кладбище. В нач. 19 в. из 195 дымов в К. еврейскими были 57 (29%). В связи с увеличением численности еврейского населения и ростом Еврейской слободки в 1863 была сооружена т. н. Верхняя синагога (при обеих синагогах существовали хедеры). В 1838 власти выделили участок земли к северу от города для нового еврейского кладбища (закрыто в нач. 1890-х гг., терр. застроена). К сер. 19 в. была открыта синагога для служивших в К. солдат-евреев.
Осн. род деятельности евреев К. – мелкая торговля (лишь неск. чел. вели крупную, в т. ч. внешнюю, торговлю, а также занимались ростовщичеством). После отмены крепостного права в Кутаисской губ. (1865) началось массовое переселение евреев в К. из окрестных сел. В 1881 в К. действовали 3 еврейские школы (к 1893 число уч-ся возросло со 105 до 155 чел.). Большой вклад в распространение просвещения среди евреев К. внес раввин Симон Рижинашвили (1854–1902), изд. в 1892 в Иерусалиме иврит-грузин. учебник-разговорник. В 1887 в К. была открыта Большая синагога, в 1895 заложено новое еврейское кладбище. После введения гор. самоуправления (1874) из 22 гласных гор. думы 7 были евреями (по Городовому положению 1892 евреи лишились права участвовать в гор. самоуправлении).
В 1877, 1884, 1885, 1909 были попытки спровоцировать «кровавый навет» (наиб. известно т. н. Сачхерское дело или дело Сарры Модебадзе, закончившееся в 1879 оправданием обвиняемых евреев). В 1895 властям удалось предотвратить попытку еврейского погрома.
В кон. 19–нач. 20 в. евреи стали селиться за пределами Еврейской слободки (в т. ч. и в центре города, где был открыт ряд еврейских магазинов). В 1903 открылась еврейская школа, где наряду с традиционными предметами велось преподавание светских дисциплин. В 1908 пожар уничтожил 80 принадлежавших евреям домов (300 семей остались без крова). Евреи К. участвовали в создании (1914) Кавказского торг.-пром. банка в Тифлисе (совр. Тбилиси). Евреи входили в руководящие органы ряда гор. благотворит. учреждений.
В нач. 20 в. в К. возник сионистский кружок, в к-ром больщинство составляли ашкеназийские евреи. Активизация сионистской деятельности в сер. 1910-х гг. связана с именем Д.Баазова, к-рый уделял особое внимание К. как одному из центров еврейства Закавказья. Баазову противостояли, с одной стороны, ортодоксальные евреи во главе с раввином Р.Элуашвили, с другой – ассимиляторски настроенные евреи во гл. с Иосифом и Михаилом Хананашвили. С 1912 шохетом в К. был Шнеур-Залман Альтшулер (?–1955). В 1917 ортодоксальные круги еврейства примкнули к партии «Агудат Исраэль»; сионисты образовали ячейку «Цеирей Цион» и в 1918–19 издавали двухнед. газ. «Хма эбюраелиса», распространявшуюся по всей Грузии. Ред. газ. был Шломо Цициашвили (?–1926, Э.-И.). После обретения Грузией независимости (кон. 1917) членами Нац. совета от К. были избраны И. и М.Хананашвили. В 1918 в К. прошло Всегрузинское собрание евреев, выдвинувшее кандидатами в депутаты Нац. совета кутаисцев М.Р.Даварашвили и А.Бузиашвили. В 1919 в парламент Грузии от К. были избраны Даварашвили и И.А.Элигулашвили. В 1920 при активном участии евреев в К. был открыт Западно-Груз. банк. В 1916–25 главой иешивы в К. был Ш. Левитин, представитель Ш.-Д.-Б. Шнеерсона.
После установления сов. власти в Грузии (1921) значит. часть состоят. евреев выехала из страны. В 1922 в еврейском квартале была открыта еврейская амбулатория, в 1925 – гор. еврейская б-ка и школа для еврейских детей. В 1928 пожар уничтожил 240 домов (ок. 1 тыс. чел. остались без крова). В том же году в К. открылось отд-ние Евкомбеда, в 1929 – отд-ние ОЗЕТа, с помощью к-рых было организовано 12 еврейских пром. артелей (св. 440 рабочих). В 1929 при Евкомбеде был создан клуб (местный драматич. кружок в 1932 победил на респ. смотре худож. самодеятельности). В 1931–38 ок. К. действовал еврейский колхоз (17 семей).
В 1920–30-х гг. раввинами в К. были М. Давиташвили, Я.Даварашвили, М.Даварашвили, Х.Д.Элиашвили, Хубелашвили, Я.Папиашвили, Х.Цхвирашвили, Х.Фаникашвили, Ш.Пичхадзе и др. В 1935–39 раввином ашкеназийской общины К. был А.-Л.Славин. В 1924 и в 1926–27 в К. жил представитель Й.-И.Шнеерсона Симон Якобсон (Якобошвили) (1900, Кутаиси – 1953, Торонто). Одноврем. власти всячески препятствовали отправлению религ. культа, подвергали преследованию раввинов. В 1939 были арестованы М.Давиташвили и А.-Л.Славин, однако все 3 синагоги продолжали функционировать. В нелег. хедерах в кон. 1920-х гг. обучалось ок. 300 детей.
В 1931–33 в К. действовала нелег. любавичская иешива «Томхей Тмимим», к-рой руководил Шнеер-Залман Левитин (1906, Гадяч – 1977, Нью-Йорк). С 1938 раввином в К. был любавичский хасид Х.-М. Перлов. В кон. 1930-х гг. любавичскую иешиву в К. возглавляли Йосеф Голдберг (1914, Тирасполь – 1985, Париж) и М.Липскер.
После 1945 в К. действовало 3 синагоги. Первая – ул. Шаумяна, д. 8, раввин – М.Р.Даварашвили; в обычные дни на службу собиралось 200 чел., в праздники – до 400. Вторая – ул. Шаумяна, 8, раввины: Яков Абрамович Хубелашвили (1886–1950), Х.Д.Елиашвили, Мордехай Шамелашвили (1910–1999), Исаак Михелашвили (1939–1984), Шолом Фаникашвили (р. 1944), Давид Пичхадзе (р. 1934); шохеты: любавичский хасид Залман Гершович Альтшуллер (1873–?), Елохим Михайлович Фаникашвили (1900–1971); моэлы: Тевель Борухович Вейт (1870–?), Я.Р.Даварашвили, Израиль Локшин (1913–?); в обычные дни в синагоге собиралось до 300 чел., в праздники – до 800. Третья – ул. Шаумяна, д. 39, раввин – Шмуэль Фаникашвили (р. 1952); функции шохета, моэла выполняли служители соседней синагоги; в обычные дни в синагоге собиралось до 200 чел., в праздники – до 600 чел.
В 1952 власти предприняли попытку закрыть синагоги, что вызвало резко негативную реакцию еврейской общественности (в 1953 синагоги были открыты). Продолжались преследования раввинов. В 1965 в К. имел место «кровавый навет».
В 1960–80-х гг. евреи играли видную роль в «теневой» экономике города, в еврейском квартале действовал черный рынок, на к-ром шла торговля «дефицитом» и импортными товарами. В 1971 из К. в Израиль выехали первые 13 еврейских семей. Евреи К. участвовали в массовых акциях евреев-«отказников» в Москве (1971). В 1970-х гг. из К. в разл. страны выехало ок. 5 тыс. евреев. В 1981 в К. действовало 3 синагоги. Экономич. трудности и политич. нестабильность нач. 1990-х гг. привели к массовому выезду евреев из К.
В 1999 в К. проживало ок. 150 еврейских семей.
В К. род.: И.Аджиашвили, И.Бабаликашвили, Ю.И. Бузиашвили, М.Я.Валянский, М.Давиташвили, М. И. Давиташвили, М.Какителашвили, А.И.Рижинашвили, Ш.М.Сепиашвили, Р.Тавдидишвили, И.Г.Фрих-Хар, Д.М. Хананашвили, А.Я.Цициашвили, Б.М.Чиквашвили, Ш.Д.Чиквашвили, Ш.М.Элашвили, И.А.Элигулашвили, Р.Ш.Энукашвили; Джемал Шалвович Бениашвили (р. 1941), врач, д-р мед. наук (1981), проф. (1994), д. ч. Нью-Йоркской АН (1995), с 1996 – в Израиле, специалист в обл. онкологии; Эммануил Львович Кохман (1894–?), врач, полк. мед. службы, в 1941– 44 – нач. сан. службы Упр-ния погранич. войск НКВД СССР; Захария Абрамович Топчиашвили (р. 1926), врач, д-р мед. наук (1965), проф. (1965), автор ок. 100 науч. тр., в т. ч. монографии; Рафаэль Иосебович Цициашвили (р. 1929), экономист, д-р экономич. наук (1989), проректор Тбилисского высш. уч-ща бизнеса (с 1994).