ПАРНОК София Яковлевна: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(добавлена категория, правка текста, ссылок)
 
Строка 1: Строка 1:
ПАРНОК (наст. фам. Парнох) София Яковлевна (пс. Андрей Полянин) (1885, [[ТАГАНРОГ|''Таганрог'']] Области Войска Донского – 1933, [[МОСКВА|''Москва'']]), поэт, переводчик. Сестра В.Я.[[Парнах|Парнаха]] и ''Е.Я.[[ТАРАХОВСКАЯ Елизавета Яковлевна|Тараховской]]''. Училась на юрид. ф-те Петерб. ун-та и в конс. в Женеве.   
ПАРНОК (наст. фам. Парнох) София Яковлевна (пс. Андрей Полянин) (1885, [[ТАГАНРОГ|''Таганрог'']] Области Войска Донского – 1933, [[МОСКВА|''Москва'']]), поэт, переводчик. Сестра ''В.Я.[[ПАРНАХ Валентин Яковлевич|Парнаха]]'' и ''Е.Я.[[ТАРАХОВСКАЯ Елизавета Яковлевна|Тараховской]]''. Училась на юрид. ф-те Петерб. ун-та и в конс. в Женеве.   


Первая публ. в 1906 в «Журнале для всех». Печаталась в журн. «Образование», «Мир Божий», «Северные записки». Профессиональным литератором стала под влиянием мужа драматурга В.М.Волькенштейна (1883–1974). Входила в лит. гр. «Лирический круг». Первый стих. сб. П. вышел в 1916. Была близка к символистам.   
Первая публ. в 1906 в «Журнале для всех». Печаталась в журн. «Образование», «Мир Божий», «Северные записки». Профессиональным литератором стала под влиянием мужа драматурга В.М.Волькенштейна (1883–1974). Входила в лит. гр. «Лирический круг». Первый стих. сб. П. вышел в 1916. Была близка к символистам.   

Текущая версия на 10:31, 25 августа 2022

ПАРНОК (наст. фам. Парнох) София Яковлевна (пс. Андрей Полянин) (1885, Таганрог Области Войска Донского – 1933, Москва), поэт, переводчик. Сестра В.Я.Парнаха и Е.Я.Тараховской. Училась на юрид. ф-те Петерб. ун-та и в конс. в Женеве.

Первая публ. в 1906 в «Журнале для всех». Печаталась в журн. «Образование», «Мир Божий», «Северные записки». Профессиональным литератором стала под влиянием мужа драматурга В.М.Волькенштейна (1883–1974). Входила в лит. гр. «Лирический круг». Первый стих. сб. П. вышел в 1916. Была близка к символистам.

В лирике П. превалирует тема любви (обращенной, гл. обр., к женщине). Еврейская тема в творчестве П. («Евреи», 1903; «Я не знаю моих предков – кто они?», 1915; «Не на храненье до поры», 1924) присутствовала как до крещения (кон. 1900-х гг.), так и после. В 1920-е гг. вышли кн. стихов П. «Розы Пиэрии. Антологические стихи» (М. – Пг., 1922) и «Лоза» (М., 1923). В сов. время творчество П. подвергалось критике. С 1925 мн. работала в обл. худ. пер., преимущественно с франц. яз.: Ш.Бодлер, Р.Роллан, М.Пруст, Ж.Жироду и др.

Автор оперных либретто, в т. ч. для оп. А.А.Спендиарова «Алмаст» (1928). В 1926 участвовала в созд. кооп. изд-ва поэтов «Узел», где вышли посл. кн. П. – «Музыка» (1926), «Вполголоса» (1928). П. посвящен стихотв. цикл М.И.Цветаевой «Подруга».