РУЖАНЫ: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(правка текста, ссылок)
(правка текста, ссылок)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 5: Строка 5:
Еврейская община Р. впервые упоминается в документах в 1623. По решению Литовского ваада община Р. была подчинена общине Брест-Литовска (совр. [[БРЕСТ|Брест]]). В 1657 в Р. имел место «кровавый навет», спровоцированный тем, что незадолго до праздника Песах в еврейском квартале был найден труп христианского ребенка. В убийстве обвинили евреев, к-рым грозил погром, однако против обвинения выступили владельцы Р. графы Сапеги. Поскольку антисемитские выступления продолжались, то в сент. 1659, в Рош-га-Шана, были казнены два видных представителя общины. На еврейском кладбище был установлен каменный памятник жертвам «кровавого навета» (реставрирован в 1875). [[Категория:География]]
Еврейская община Р. впервые упоминается в документах в 1623. По решению Литовского ваада община Р. была подчинена общине Брест-Литовска (совр. [[БРЕСТ|Брест]]). В 1657 в Р. имел место «кровавый навет», спровоцированный тем, что незадолго до праздника Песах в еврейском квартале был найден труп христианского ребенка. В убийстве обвинили евреев, к-рым грозил погром, однако против обвинения выступили владельцы Р. графы Сапеги. Поскольку антисемитские выступления продолжались, то в сент. 1659, в Рош-га-Шана, были казнены два видных представителя общины. На еврейском кладбище был установлен каменный памятник жертвам «кровавого навета» (реставрирован в 1875). [[Категория:География]]


В 1662 община Р. получила самостоят. статус. Евреи Р. пострадали во время Сев. войны 1700–1721. В нач. 18 в. раввином Р. был Иехезкель Каценельбоген, в нач. 19 в. – Исроэль Гальперин, в 1819–33 – Ицхок-Айзик Хабер, в 1856–88 – Мордхе-Гимпель Йоффе (1820–1891, Э.-И.), затем – Шабсай Волох. [[Категория:География]]
В 1662 община Р. получила самостоят. статус. Евреи Р. пострадали во время Сев. войны 1700–1721. В нач. 18 в. раввином Р. был Иехезкель Каценельбоген, затем ''Б.Ш. [[АВИГДОР Бен Шмуэль|Авигдор]]'' в нач. 19 в. – Исроэль Гальперин, в 1819–33 – Ицхок-Айзик Хабер, в 1856–88 – ''М.-Г. [[ЙОФФЕ Мордхе-Гимпель|Йоффе]]'', затем – Шабсай Волох. [[Категория:География]]


Евреи Р. занимались торговлей и ремеслами; после открытия в Р. в 1-й пол. 19 в. шести текстильных и неск. прядильных ф-к на них начали работать мн. евреи из Р. и окрестностей. В 1810 суконную ф-ку содержали Ицко Лейбович, Берко Меерович и Гершко Янкелевич. В 1829 евреям принадлежали 3 суконные ф-ки. Нек-рые еврейские семьи на арендованных ими землях занимались огородничеством и сад-вом. В 1850 ок. Р. были основаны два еврейских с.-х. поселения (выходцы из них в 1884 основали в Э.-И. поселение Экрон, ныне Мазкерет-Батья). [[Категория:География]]
Евреи Р. занимались торговлей и ремеслами; после открытия в Р. в 1-й пол. 19 в. шести текстильных и неск. прядильных ф-к на них начали работать мн. евреи из Р. и окрестностей. В 1810 суконную ф-ку содержали Ицко Лейбович, Берко Меерович и Гершко Янкелевич. В 1829 евреям принадлежали 3 суконные ф-ки. Нек-рые еврейские семьи на арендованных ими землях занимались огородничеством и сад-вом. В 1850 ок. Р. были основаны два еврейских с.-х. поселения (выходцы из них в 1884 основали в Э.-И. поселение Экрон, ныне Мазкерет-Батья). [[Категория:География]]

Текущая версия на 15:21, 2 января 2023

РУЖАНЫ, поселок городского типа (с 1940) в Пружанском р-не Брестской обл. (Республика Беларусь). В 16–18 вв. – в Новогрудском воеводстве в составе Речи Посполитой. С 1795 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – местечко Слонимского у. Гродненской губ. В 1920–39 – в Полесском воеводстве в составе Польши, в 1939–91 – в составе БССР.

В 1765 в Р. проживало 154 еврея, в 1847 – 1556, в 1897 – 3599 (71,7%), в 1921 – ок. 2400 (ок. 66,3%), в 1924 – 2787 (63,5%), в 1928 – 3110 (56,9%), в 1939 – ок. 3500 евреев.

Еврейская община Р. впервые упоминается в документах в 1623. По решению Литовского ваада община Р. была подчинена общине Брест-Литовска (совр. Брест). В 1657 в Р. имел место «кровавый навет», спровоцированный тем, что незадолго до праздника Песах в еврейском квартале был найден труп христианского ребенка. В убийстве обвинили евреев, к-рым грозил погром, однако против обвинения выступили владельцы Р. графы Сапеги. Поскольку антисемитские выступления продолжались, то в сент. 1659, в Рош-га-Шана, были казнены два видных представителя общины. На еврейском кладбище был установлен каменный памятник жертвам «кровавого навета» (реставрирован в 1875).

В 1662 община Р. получила самостоят. статус. Евреи Р. пострадали во время Сев. войны 1700–1721. В нач. 18 в. раввином Р. был Иехезкель Каценельбоген, затем Б.Ш. Авигдор в нач. 19 в. – Исроэль Гальперин, в 1819–33 – Ицхок-Айзик Хабер, в 1856–88 – М.-Г. Йоффе, затем – Шабсай Волох.

Евреи Р. занимались торговлей и ремеслами; после открытия в Р. в 1-й пол. 19 в. шести текстильных и неск. прядильных ф-к на них начали работать мн. евреи из Р. и окрестностей. В 1810 суконную ф-ку содержали Ицко Лейбович, Берко Меерович и Гершко Янкелевич. В 1829 евреям принадлежали 3 суконные ф-ки. Нек-рые еврейские семьи на арендованных ими землях занимались огородничеством и сад-вом. В 1850 ок. Р. были основаны два еврейских с.-х. поселения (выходцы из них в 1884 основали в Э.-И. поселение Экрон, ныне Мазкерет-Батья).

С 1840-х гг. в Р. действовала иешива. Во 2-й пол. 19 в. в Р. работала еврейская больница с поликлиникой. В 1883 было основано благотворит. об-во «Линас га-Цедек», действовала талмуд-тора (ок. 300 уч-ся). В кон. 19 в. в Р. была создана одна из первых в России групп «Ховевей Цион», представители к-рой принимали участие в Катовицком съезде в 1884.

В нач. 20 в. в Р. имелось 9 синагог. В 1905 нач. пожарной команды Аба Левитан создал отряд самообороны, не допустивший погромов в Р. В 1905–07 в Р. активизировалась деятельность разл. еврейских и рус. политич. партий. На 9-й конф. Бунда, состоявшейся 8 июня 1912 в Вене, присутствовал делегат из Р.

В 1910 в Р. действовала талмуд-тора, в 1912 – еврейское ссудо-сберегат. т-во. В 1913 евреям принадлежали единств. склад аптечных товаров, 25 лавок в Р. (в т. ч. все 5 галантерейных, все 5 мануфактурных, все 5 мучных, единств. табачная); имелась еврейская больница.

Раввином Р. в 1900 – нач. 1920-х гг. был зять Ш.Волоха – Залман Вайс, в 1920–30-х гг. – Геллер.

В 1920–30-х гг. в Р. работали школа сети «Тарбут», ср. школа с преподаванием на идише, частная нач. школа, театр. об-во, действовали разл. еврейские партии и орг-ции. Было открыто отд-ние Кооперативного нар. банка. В 1927 религ. община содержала приют для стариков.

24 июня 1941 Р. заняли герм. войска. Часть еврейской молодежи ушла с отступавшими сов. войсками. 12 июля 1941 в Р. было расстреляно 12 евреев, 14 июля 1941 – 18 евреев. В июле 1941 на евреев была наложена «контрибуция» в размере 10 кг золота и 20 кг серебра. В нач. нояб. 1941 в Р. было создано гетто, в к-рое также поместили евреев из окрестных нас. пунктов. 2 нояб. 1942 гетто было ликвидировано; более 120 евреев были убиты в Р.; ок. 3,5 тыс. евреев депортировали в гетто Волковыска, а в кон. нояб. 1942 – в лагерь уничтожения Треблинка.

В Р. сохранились здание синагоги 18 в. и остатки еврейского кладбища.

В Р. род.: М.Кринский, А.Любошицкий, И.-М.Пинес, И. Шамир; Зелиг Шер (Шерешевский) (1888–1971, Майами-Бич, США), писатель, писал на идише, автор ряда книг и мемуаров; Лейб Шерешевский (1913–1962, Тукуман, Аргентина), писатель, с 1930 – в Аргентине, писал на идише, автор кн. о еврейской жизни в Аргентине; Моисей Соломонович Эпштейн (1890–1938, Москва), зам. наркома просвещения РСФСР, репрессирован.