КАВКАЗ: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) (исправлена ссылка) |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
После присоединения к Рос. империи на терр. К. неоднократно отмечались случаи «кровавого навета». В 1814 в Баку имели место беспорядки, направленные на евреев – выходцев из Ирана, в 1877 – в [[СУРАМИ|Сурами]], в 1878 – в [[КУБА|Кубе]], в 1879 – в [[КУТАИСИ|Кутаиси]] и [[ВАНИ|Вани]], в 1911 – в [[ТАРКИ| Тарки]] и т. д. [[Категория:География]] | После присоединения к Рос. империи на терр. К. неоднократно отмечались случаи «кровавого навета». В 1814 в Баку имели место беспорядки, направленные на евреев – выходцев из Ирана, в 1877 – в [[СУРАМИ|Сурами]], в 1878 – в [[КУБА|Кубе]], в 1879 – в [[КУТАИСИ|Кутаиси]] и [[ВАНИ|Вани]], в 1911 – в [[ТАРКИ| Тарки]] и т. д. [[Категория:География]] | ||
Во 2-й пол. 19 в. стали налаживаться контакты между горскими евреями и евреями из центр. р-нов России. Еврейская пресса начала публиковать статьи (в частн., И.Ш.[[АНИСИМОВ Илья Шербетович|Анисимова]]) о горских евреях К. В 1870-х гг. раввин Дербента Яаков Ицхаки (1848–1917, Беер-Яаков, Э.-И.) установил связи с рядом еврейских ученых [[ | Во 2-й пол. 19 в. стали налаживаться контакты между горскими евреями и евреями из центр. р-нов России. Еврейская пресса начала публиковать статьи (в частн., И.Ш.[[АНИСИМОВ Илья Шербетович|Анисимова]]) о горских евреях К. В 1870-х гг. раввин Дербента Яаков Ицхаки (1848–1917, Беер-Яаков, Э.-И.) установил связи с рядом еврейских ученых [[Санкт-Петербург|СПб]]. Неск. евреев К. учились в иешивах [[ЛИТВА|Литвы]] и затем стали раввинами в своих общинах. Среди горских и ашкеназийских евреев в кон. 19 в. начали распространяться сионистские идеи. Одним из активных сторонников идей сионизма на К. был Асаф Пинхасов. В нач. 20 в. на терр. К. открываются школы для горских евреев с преподаванием на рус. яз. [[Категория:География]] | ||
В 1897 на К. проживало ок. 57 тыс. ашкеназийских, горских и грузинских евреев (0,6%). На терр. К. имелись также небольшие общины этнич. русских, принявших иудаизм («иудействующие»). [[Категория:География]] | В 1897 на К. проживало ок. 57 тыс. ашкеназийских, горских и грузинских евреев (0,6%). На терр. К. имелись также небольшие общины этнич. русских, принявших иудаизм («иудействующие»). [[Категория:География]] |
Текущая версия на 20:25, 31 октября 2021
КАВКАЗ, историческое название территории между Черным, Азовским и Каспийским морями. Включает Б. и М. Кавказ, Предкавказье и Закавказье. Предкавказье, почти весь сев. склон Б. Кавказа и целиком его зап. оконечность составляют ист.-этногр. обл. Сев. Кавказ. В 9–6 вв. до н. э. на терр. К. (Армянское нагорье) находилось гос-во Урарту, в 6–2 вв. до н. э. на Ю.-З. Закавказья – Колхидское царство, в 4–3 вв. до н. э. – Иберия, в 6 в. до н. э. – 387 на Ю. Закавказья – Армения Великая, в 4–3 вв. до н. э. в Вост. Закавказье – Албания Кавказская, с 3 в. – Ширван. В 7–11 вв. народы Закавказья были под властью Арабского халифата. В сер. 7 – кон. 10 вв. сев.-вост. области Сев. Кавказа входили в состав Хазарского каганата. В кон. 9 – нач. 13 вв. в центр. части Сев. Кавказа существовало гос-во Алания (выделилось из Хазарского каганата). В 80-х гг. 10 в. Абхазское царство, Тао-Кларджетское кн-во, гос-во Картли и др. объединились в Грузинское царство. В кон. 15 в. на терр. Дагестана было основано Тарковское шамхальство. В 16 в. на Сев. Кавказе появились рус. поселения. После падения Астраханского ханства (1556) юж. граница России продвинулась до р. Терек. В результате персидского похода 1722–23 рус. войска заняли зап. побережье Каспийского м. с Баку и Дербентом. В результате рус.-тур. войны 1768–74 было подтверждено сохранение в составе Рос. империи Кабарды и присоединена Сев. Осетия. В 1801 Вост. Грузия присоединилась к России. В результате рус.-персидских войн 1804–13 и 1826–28 к России были присоединены азерб. ханства и часть Армении; после рус.-тур. войн 1806–12 и 1828–29 – часть Зап. Грузии. Ныне на терр. К. находятся р-ны Краснодарского и Ставропольского краев, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Ингушская Республика, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, входящие в состав Российской Федерации, а также суверенные гос-ва – Азербайджанская Республика, Республика Армения и Грузия.
Докум. источники прошлых веков, в частности древняя ист. арм. и груз. лит-ра, передают предание о том, что евреи впервые появились на К. в период изгнания десяти колен израилевых, расселение к-рых началось в 8 в. до н. э.; мн. представители аристократич. христианских семей Армении и Грузии считают себя их потомками. По др. сведениям, начало еврейских поселений на К. относится к эпохе Второго храма. В ист.-геогр. описании Грузии (1745) царевича Вахушти Багратиони высказывается предположение, что после разрушения Храма в 70 г. н. э. часть евреев поселилась в Мцхете – столице Картлийского царства. Ср.-век. арм. историк Моисей Хоренский утверждает, что царь Тигран II Великий поселил мн. иудейских пленников в городах Армении. Позднее на эту терр. продолжалось переселение эллинизированных евреев. Во время массового насильств. выселения жителей арм. городов в Иран (360–370 н. э.) евреи составляли большинство среди изгнанников.
С завоеванием К. мусульманами мн. евреи были вынуждены принять ислам. Убежищем для евреев, страдавших от преследований мусульман и христиан, были сев. часть терр. К., находившаяся под властью Хазарского каганата. С падением Хазарского каганата и распространением мусульманства на К. жители мн. еврейских селений перешли в ислам. От них ведут свое происхождение таты-мусульмане. В 1254 фламанд. путешественник монах Виллем Рубруквис отмечал наличие большого числа евреев в вост. р-нах К. Евреи К. поддерживали контакты с еврейскими общинами бассейна Средиземного м. (напр., в Кубе до нач. 20 в. хранились книги из Венеции 16 в.). На С. Азербайджана и Ю. Дагестана существовала полоса еврейских поселений. Одна из долин ок. Дербента была заселена гл. обр. евреями, и окружающее население называло ее «Джухуд-Ката» («Еврейская долина»), наиб. крупное поселение – Абасова. В кон. 18 в. поселения Еврейской долины были разрушены.
Европ. путешественники, проезжавшие через К. в 18 в., сообщали о тяжелом положении евреев, живших под властью мусульман и христиан. Евреи платили спец. налоги; их заставляли выполнять наиб. обременительные и унизительные работы. В многочисл. царствах и кн-вах, к-рые располагались на всей терр. К., евреи, по существу, считались крепостными местных правителей. С нач. Кавказской войны (1817–64) и распространением идей мюридизма большое количество евреев бежало в р-ны, находившиеся под юрисдикцией рус. армии. Мн. еврейские поселения были покинуты; в противном случае их население насильственно обращалось в ислам. В кон. 18 – нач. 19 в. набеги на еврейские поселения и погромы устраивали отряды Шамиля и Кази-Муллы.
В 1804 евреям было разрешено селиться в Кавказской губ. и приобретать земельную собственность. Однако большинство евреев переселилось в Грузию, гл. обр. в Тифлис (совр. Тбилиси). Среди осн. занятий евреев преобладали разл. ремесла (шапочное, портняжное, сапожное и др.) и с. х-во. В 1825 евреям было запрещено жить на терр К., и в 1827 они были высланы. Из-за резкого вздорожания предметов ремесленного произ-ва в 1831 евреи-ремесленники вновь появились на К. по разрешению главноуправляющего Грузией, Кавказской и Закавказской обл. В 1835 К. был исключен из местностей, открытых для свободного поселения евреев. В 1835 в Грузии и закавказских нас. пунктах существовало 23 общины (12 234 чел.), действовали 32 синагоги, 19 еврейских школ, имелись 12 шохетов и 44 моэла. В 1837 по ходатайству главноуправляющего были оставлены на постоянное жительство горские евреи; ашкеназийским евреям (кроме ремесленников) было запрещено селиться на К. Горские евреи получили привилегии горского населения, за исключением права на повсеместное проживание в Рос. империи. В 1860 на Закавказье было распространено право на повсеместное проживание, предоставленное купцам 1-й гильдии, а также группе иностранных евреев. Позднее К. был открыт для других категорий евреев, пользовавшихся правом повсеместного проживания. В 1864–83 на К. было отменено крепостное право.
После присоединения к Рос. империи на терр. К. неоднократно отмечались случаи «кровавого навета». В 1814 в Баку имели место беспорядки, направленные на евреев – выходцев из Ирана, в 1877 – в Сурами, в 1878 – в Кубе, в 1879 – в Кутаиси и Вани, в 1911 – в Тарки и т. д.
Во 2-й пол. 19 в. стали налаживаться контакты между горскими евреями и евреями из центр. р-нов России. Еврейская пресса начала публиковать статьи (в частн., И.Ш.Анисимова) о горских евреях К. В 1870-х гг. раввин Дербента Яаков Ицхаки (1848–1917, Беер-Яаков, Э.-И.) установил связи с рядом еврейских ученых СПб. Неск. евреев К. учились в иешивах Литвы и затем стали раввинами в своих общинах. Среди горских и ашкеназийских евреев в кон. 19 в. начали распространяться сионистские идеи. Одним из активных сторонников идей сионизма на К. был Асаф Пинхасов. В нач. 20 в. на терр. К. открываются школы для горских евреев с преподаванием на рус. яз.
В 1897 на К. проживало ок. 57 тыс. ашкеназийских, горских и грузинских евреев (0,6%). На терр. К. имелись также небольшие общины этнич. русских, принявших иудаизм («иудействующие»).
В ходе Гражд. войны евреи К. неоднократно страдали от погромов. В этот период К. служил перевалочным пунктом для евреев, уезжавших в Э.-И. В авг. 1917 прошла конференция сионистов К.
В 1920-х гг. была запрещена деятельность всех сионистских орг-ций и связанных с ними культурно-просветит. учреждений. В 1920–30-х гг. на Сев. Кавказе так же, как и в др. регионах СССР, было запрещено религ. образование, закрывались синагоги, преследовались раввины. Одноврем. происходил процесс создания «советской культуры горских евреев». Были созданы клуб горско-еврейской молодежи и горско-еврейская школа в Баку, еврейский клуб в Кубе и др. В 1930 на Сев. Кавказе были организованы 23 еврейские сельхозартели (477 семей).
Во время 2-й мир. войны части вермахта заняли нек-рые терр. Сев. Кавказа, в т. ч. Краснодарский, Ставропольский края и др. В этом регионе оказалось большое кол-во эвакуированных евреев из зап. р-нов СССР; всего на оккупированных терр. К. было уничтожено ок. 30 тыс. евреев. В то же время на терр. Закавказья нашли спасение мн. евреи из оккупированных р-нов СССР.
В 1959 на К. проживало ок. 125 тыс. евреев (ок. 1%), в т. ч. ок. 25 тыс. горских евреев, ок. 35 тыс. грузинских, подавляющее большинство остальных – ашкеназийские евреи. Тремя самыми кр. еврейскими центрами К. были Баку (26 623 чел.), Тбилиси (17 311 чел.) и Дербент (ок. 12 700 чел.). По переписи 1989 число горских евреев в СССР составляло 18 500 чел., из к-рых 11 300 проживало в РСФСР.
В 1970-х гг. численность еврейского населения начала сокращаться за счет выезда мн. семей в Израиль.
В 1980-х гг. большие общины существовали в Дагестане – в Буйнакске, Дербенте, Кизляре, Махачкале, Хасавюрте; в Азербайджане – в Кубе и Огузе.
В 1990-х гг. полностью исчезла община Грозного, резко сократилась численность еврейского населения Моздока, Нальчика и др. Большинство евреев из этих городов выехали в Израиль, Германию, Канаду, США или переселились в кр. города Российской Федерации. О евреях К. см. также в статьях об отд. нас. пунктах этого региона.