КОВЕЛЬ: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 7: Строка 7:




Раввином К. во 2-й пол. 18 в. был последователь хасидизма раби Мордхе (1748–1800), затем – его сын Яков-Арье Шапиро (1780–1830). После 1795 рос. власти разрешили выбирать помощника гор. головы из числа евреев. Пожар 1857 уничтожил почти весь город (в т. ч. синагоги), однако вскоре К. был отстроен и вновь стал важным центром торговли. [[Категория:География]]
Раввином К. во 2-й пол. 18 в. был последователь хасидизма раби Мордхе (1748–1800), затем – его сын Яков-Арье Шапиро (1780–1830), М. [[ОЙЕРБАХ Меир|Ойербах]] в 1846 - 56 гг. После 1795 рос. власти разрешили выбирать помощника гор. головы из числа евреев. Пожар 1857 уничтожил почти весь город (в т. ч. синагоги), однако вскоре К. был отстроен и вновь стал важным центром торговли. [[Категория:География]]




Строка 13: Строка 13:




В 1894 в К. была образована группа «Ховевей Цион». В нач. 1900-х гг. действовала орг-ция Бунда. В 1905 в К. была открыта школа с преподаванием на иврите. В 1913 действовало еврейское жен. уч-ще. [[Категория:География]]С 1903, после смерти своего тестя, раввина Мойше Закхема, раввином в К. стал Йомтов-Липман Шик (1870–?). В 1910-х гг. в К. поселился цадик из [[ТРИСК|Триска]] Яков-Лейб Тверский (?–1918). В 1914 духовным раввином был Ицхок Краузе, казенным раввином – Иосиф Брик. [[Категория:География]]
В 1894 в К. была образована группа «Ховевей Цион». В нач. 1900-х гг. действовала орг-ция Бунда. В 1905 в К. была открыта школа с преподаванием на иврите. В 1913 действовало еврейское жен. уч-ще. [[Категория:География]]
С 1903, после смерти своего тестя, раввина Мойше Закхема, раввином в К. стал Йомтов-Липман Шик (1870–?). В 1910-х гг. в К. поселился цадик из [[ТРИСК|Триска]] Яков-Лейб Тверский (?–1918). В 1914 духовным раввином был Ицхок Краузе, казенным раввином – Иосиф Брик. [[Категория:География]]





Текущая версия на 11:48, 4 ноября 2020

КОВЕЛЬ, город (с 1518), районный центр в Волынской обл. (Украина). Изв. с 1310. В 1518 получил Магдебургское право. В 16–18 вв. – город Владимирского повета Волынского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1795 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – уездный город Волынской губ. В 1919–39 – в Волынском воеводстве в составе Польши, в 1939–91 – в составе УССР.

В 1765 в К. проживало 827 евреев, в 1790 – 428, в 1847 – 2647, в 1884 – 5182, в 1897 – 8521 (48%), в 1902 – 10 454, в 1910 – 11 748 (45,6%), в 1912 – 12 542, в 1921 –12 758 (61,2%), в 1931 – 12 842 (ок. 50%), в 1970 – ок. 250 евреев.


Евреи жили в К. с нач. 16 в. В К. имелись раввин, еврейское кладбище, хевра кадиша. В 1556 евреям отвели для проживания отд. улицы, обязав их откупить для себя дома у христиан. В 1569 евреи пострадали от произвола кн. А.Курбского, владевшего городом. В 1614 евреи получили право селиться и владеть домами во всех частях города. В 1618 еврейские портные и меховщики были подчинены христианским ремесл. цехам. Еврейское население К. пострадало во времена «хмельнитчины». В 1650 община К. была восстановлена. В 1651 в К. имелось 20 еврейских домов, в 1660 была построена синагога (сгорела в 1744). Среди раввинов К. и глав иешивы в 16–17 вв. наиб. известны Шимшон и Ицхок Шапиро. В 1717 две еврейские семьи из К. поселились в Меджибоже.


Раввином К. во 2-й пол. 18 в. был последователь хасидизма раби Мордхе (1748–1800), затем – его сын Яков-Арье Шапиро (1780–1830), М. Ойербах в 1846 - 56 гг. После 1795 рос. власти разрешили выбирать помощника гор. головы из числа евреев. Пожар 1857 уничтожил почти весь город (в т. ч. синагоги), однако вскоре К. был отстроен и вновь стал важным центром торговли.


В 1865 в К. было 4 синагоги, в 1889 – 8, в 1902 – 10 (в т. ч. 7 хасидских), в 1910 – 13 синагог. В К. функционировали еврейские больница (с 1880), талмуд-тора (с 1885), об-во взаимного кредита (с 1891), ночлежный приют (с 1899), богадельня (с 1901), 3 частных муж. и 2 жен. еврейских уч-ща, об-во попечения о детях евреев (с 1909); имелись 2 еврейских кладбища (на старом сохранились надгробия 1550).


В 1894 в К. была образована группа «Ховевей Цион». В нач. 1900-х гг. действовала орг-ция Бунда. В 1905 в К. была открыта школа с преподаванием на иврите. В 1913 действовало еврейское жен. уч-ще. С 1903, после смерти своего тестя, раввина Мойше Закхема, раввином в К. стал Йомтов-Липман Шик (1870–?). В 1910-х гг. в К. поселился цадик из Триска Яков-Лейб Тверский (?–1918). В 1914 духовным раввином был Ицхок Краузе, казенным раввином – Иосиф Брик.


В 1919 в К. произошел погром, устроенный частями Директории, в 1920 – отрядами С.Н. Булак-Балаховича.


В 1921 в К. была открыта гимназия сети «Тарбут», действовали 2 школы и дет. сад с преподаванием на иврите. В 1923 ОРТ открыл в К. проф. школу. Выходили еженед. на идише «Ковлер штиме» (1927–39) и «Унзер лебн» (1936–39). Работали 3 еврейские б-ки, драматич. студия и кружок им. И.-Л. Перетца, 3 спорт. об-ва, школа ОРТа. В 1920–30-х гг. в К. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций. Евреи К. работали на пр-тиях легкой пром-сти, на пивоваренных и кожевенных ф-ках, в стр-ве, занимались разл. ремеслами и торговлей. Муниципалитет К. на 50% состоял из евреев.


Раввинами К. в 1920–30-х гг. были Элиэзер Ницберг (?–1935) и Исроэль-Мойше Ягодник (?–1937).


28 июня 1941 К. был оккупирован частями вермахта; евреев заставили сжечь ок. 200 свитков Торы, собранных из синагог города. 17 авг. 1941 было расстреляно 25 евреев. 16 апр. 1942 создано 2 гетто (в городе – для трудоспособных, в пригороде Пяски – для остальных). В гетто из окрестных нас. пунктов было помещено ок. 24 тыс. евреев – жителей К. и беженцев. 25 мая 1942 нетрудоспособные евреи были собраны в отд. гетто. В 1942 в гетто была создана боевая группа. 3–5 июня 1942 было расстреляно 8600 евреев, 19 авг. 1942 – еще ок. 6 тыс. евреев. Спасшиеся из гетто евреи пытались укрыться в окрестных лесах, но большинство из них были убиты местными жителями; часть из оставшихся в живых евреев влилась в партиз. отряды.


В освобождении К. в июле 1944 принимали участие штурм. бригада под ком. М.Ф.Иоффе, арт. полк под ком. майора Льва Абрамовича Либмана. После освобождения К. частями РККА 7 июля 1944 в город вернулось ок. 40 евреев. В 1959 рассматривался план стр-ва з-да на месте еврейского кладбища.


В 2003 в К. имелось еврейское население.


В К. род.: И.М.Гиллер, К.Лис, Ш.Б.Чернявский; Моше Горали (Бронзафт) (р. 1910), музыковед, педагог, с 1935 – в Э.-И., ред. и изд. мн. муз. сборников, автор кн. «Библия в музыке»; Хаим Познер (1899–1981), обществ. и политич. деятель, в 1937–40 – рук. бюро по организации выезда евреев в Э.-И. в Германии, с 1940 – в Женеве, в 1945–48 – представитель Сохнута в Европе, в 1948–53 – первый консул Израиля в Швейцарии; Эли Райзман (1904–1975, Щецин, Польша), поэт, автор неск. поэтич. сборников на идише, изд. в 1950–70-х гг.