СМОЛЕНСКИН Перец: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
СМОЛЕНСКИН (Смоленский) Перец (1842, Монастырщина Мстиславского у. Могилевской губ. – 1885, Меран, Австро-Венгрия), писатель, публицист, издатель. Получил традиц. еврейское религ. образование. С 1862 – в Одессе, зарабатывал на жизнь уроками, самостоятельно изучал иностр. языки и рус. лит-ру (значит. влияние на лит. вкусы С. оказали ст. В.Г.Белинского), вскоре вошел в круг местной еврейской интеллигенции, сотрудничал в журн. «Гамелиц», где в 1867 опубл. свой первый рассказ «Га-Гемул», посв. взаимоотношениям евреев и поляков во время польск. восстания 1863–64. В 1867 выехал в Германию, знакомился с жизнью нем. евреев, резко отрицательно отнесся к росту ассимиляторских настроений в их среде. Осенью 1867 в Вене приступил к изданию журн. «Га-Шахар», в своих публицистич. ст. доказывал, что евреи – такая же нация, как и другие, с тем отличием, что еврейство, лишенное своей территории, является «духовной нацией». В ист.-филос. труде «Ам Олам» (1872) утверждал, что проповедь религ. реформы, исходящая не из религ. кругов, не имеет под собой реальной почвы. По убеждению С., без др.-еврейского языка нет иудаизма, а без иудаизма нет еврейского народа. С этих позиций С. критиковал взгляды идеолога т. н. берлинской Гаскалы И.Мендельсона, к-рый, по убеждению С., сводил иудаизм к простой обрядности и выступал сторонником ассимиляции. Свои взгляды С. развивал и в беллетристич. соч. | СМОЛЕНСКИН (Смоленский) Перец (1842, [[МОНАСТЫРЩИНА|Монастырщина]] Мстиславского у. Могилевской губ. – 1885, Меран, Австро-Венгрия), писатель, публицист, издатель. Получил традиц. еврейское религ. образование. | ||
С 1862 – в [[ОДЕССА|Одессе]], зарабатывал на жизнь уроками, самостоятельно изучал иностр. языки и рус. лит-ру (значит. влияние на лит. вкусы С. оказали ст. В.Г.Белинского), вскоре вошел в круг местной еврейской интеллигенции, сотрудничал в журн. «Гамелиц», где в 1867 опубл. свой первый рассказ «Га-Гемул», посв. взаимоотношениям евреев и поляков во время польск. восстания 1863–64. | |||
В 1867 выехал в Германию, знакомился с жизнью нем. евреев, резко отрицательно отнесся к росту ассимиляторских настроений в их среде. | |||
Осенью 1867 в Вене приступил к изданию журн. «Га-Шахар», в своих публицистич. ст. доказывал, что евреи – такая же нация, как и другие, с тем отличием, что еврейство, лишенное своей территории, является «духовной нацией». | |||
В ист.-филос. труде «Ам Олам» (1872) утверждал, что проповедь религ. реформы, исходящая не из религ. кругов, не имеет под собой реальной почвы. По убеждению С., без др.-еврейского языка нет иудаизма, а без иудаизма нет еврейского народа. С этих позиций С. критиковал взгляды идеолога т. н. берлинской Гаскалы И.Мендельсона, к-рый, по убеждению С., сводил иудаизм к простой обрядности и выступал сторонником ассимиляции. Свои взгляды С. развивал и в беллетристич. соч. | |||
Романы С. «Скиталец по тропам жизни» (1868–76), «Радость безбожников» (1872), «Похороны осла» (1873), «Гордость и падение» (1874), «Наследие» (1876–84) и др. отличались сложностью и занимательностью сюжетных линий. | |||
После погромов 1881 в России С. – один из лидеров палестинофильского движения. | |||
[[Категория:Персоналии]] |
Текущая версия на 09:28, 29 июня 2022
СМОЛЕНСКИН (Смоленский) Перец (1842, Монастырщина Мстиславского у. Могилевской губ. – 1885, Меран, Австро-Венгрия), писатель, публицист, издатель. Получил традиц. еврейское религ. образование.
С 1862 – в Одессе, зарабатывал на жизнь уроками, самостоятельно изучал иностр. языки и рус. лит-ру (значит. влияние на лит. вкусы С. оказали ст. В.Г.Белинского), вскоре вошел в круг местной еврейской интеллигенции, сотрудничал в журн. «Гамелиц», где в 1867 опубл. свой первый рассказ «Га-Гемул», посв. взаимоотношениям евреев и поляков во время польск. восстания 1863–64.
В 1867 выехал в Германию, знакомился с жизнью нем. евреев, резко отрицательно отнесся к росту ассимиляторских настроений в их среде.
Осенью 1867 в Вене приступил к изданию журн. «Га-Шахар», в своих публицистич. ст. доказывал, что евреи – такая же нация, как и другие, с тем отличием, что еврейство, лишенное своей территории, является «духовной нацией».
В ист.-филос. труде «Ам Олам» (1872) утверждал, что проповедь религ. реформы, исходящая не из религ. кругов, не имеет под собой реальной почвы. По убеждению С., без др.-еврейского языка нет иудаизма, а без иудаизма нет еврейского народа. С этих позиций С. критиковал взгляды идеолога т. н. берлинской Гаскалы И.Мендельсона, к-рый, по убеждению С., сводил иудаизм к простой обрядности и выступал сторонником ассимиляции. Свои взгляды С. развивал и в беллетристич. соч.
Романы С. «Скиталец по тропам жизни» (1868–76), «Радость безбожников» (1872), «Похороны осла» (1873), «Гордость и падение» (1874), «Наследие» (1876–84) и др. отличались сложностью и занимательностью сюжетных линий.
После погромов 1881 в России С. – один из лидеров палестинофильского движения.