КУЛАШИ: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
||
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
КУЛАШИ, поселок городского типа в Самтредском р-не (Грузия). Изв. с 16 в., входили в состав Имеретинского царства. С 1810 – в составе Рос. империи, с 1846 – село Кутаисского у. и губ. | КУЛАШИ, поселок городского типа в Самтредском р-не (Грузия). Изв. с 16 в., входили в состав Имеретинского царства. С 1810 – в составе Рос. империи, с 1846 – село Кутаисского у. и губ. | ||
В 1883 в К. проживало 937 евреев (14,2%), в 1911 – 1836, в 1926 – 2407, в 1939 – 3333, в 1970 – 5327, в 1979 – 557 евреев. | |||
По преданию, евреи поселились в К. в 1-й пол. 18 в., являясь крепостными князей Микеладзе, несли в их пользу разл. повинности. Осн. занятия еврейского населения в 1-й пол. 19 в. – мелкая торговля и отчасти земледелие. В нач. 19 в. мн. евреи переселилось в К. из [[ТКАЧИРИ|'''''Ткачири''''']], однако к 1853 их было всего 20 дымов. | |||
После отмены крепостного права в Кутаисской губ. (1865) началось массовое переселение евреев в К. Евреи жили в отд. квартале, где находились синагоги (т. н. старая сооружена в сер. 18 в., новая построена в 1860-х гг.) и рядом размещалось еврейское кладбище. | |||
Во 2-й пол. 19 в. евреи К., кроме торговли и земледелия, занимались сбором вторич. сырья, в т. ч. старых галош, медного лома и др. В 1881 неск. евреев были арестованы в результате «кровавого навета». «Кровавый навет» вновь имел место и в 1900. В 1906 при синагоге была открыта талмуд-тора, где преподавались также светские дисциплины. С 1897 в К. проводилась ярмарка, в 1913 открыт новый базар-ярмарка, вокруг к-рого начали селиться евреи. В 1916 в К. произошел погром, в ходе к-рого пострадали принадлежавшие евреям лавки и дома. Раввинами К. в 1860-х – 1920-х гг. были Ицхак Мошевич Джанашвили, Элиягу Аронович Ботерашвили (1838–1904), Ицхак Михелашвили (1886–1967), Михаил Ботерашвили (1842–1938), Элия-Йосеф Генкин (1850–?), в 1917–18 – ''Х.Д.[[ЭЛИАШВИЛИ Хаим Даниелович|'''Элиашвили''']]''. В 1925–35 раввином К. был представитель Ш.-Д.-Б.[[ШНЕЕРСОН Шолом-Дойв-Бер|'''''Шнеерсона''''']] А.-Л.'''''[[СЛАВИН Авром-Леви|Славин]]'''''. | |||
В июле 1917 представители еврейской общины К. были избраны в органы местного самоуправления и в суд. органы. В 1923 в ходе антирелиг. кампании власти закрыли в К. все 5 синагог (вновь открыты в июле 1924). Местный хедер действовал полулегально. В 1930 в К. создано отд-ние Евкомбеда, открыты еврейские кустарные мастерские и мелкие пр-тия, в том же году образован еврейский колхоз, в к-рый вступило 10 семей (в 1938 слит с груз. колхозом). | |||
В кон. 1939 в К. было организовано отд-ние иешивы «Томхей Тмимим». Одним из рук. отд-ния был Йосеф-Мойше Морозов (р. 1920, Екатеринослав). В 1946 в К. действовало 4 синагоги. В кон. 1952 они были закрыты, открыты вновь в апр. 1953. В первой синагоге раввином был Иосиф Абрамович Левиашвили (1879–?); в обычные дни в ней собиралось до 100 чел., в праздники – до 270. Во второй – раввин Михаил Шамуелович Тетруашвили (1906–1977); в обычные дни собиралось до 80 чел., в праздники – до 180. В третьей – раввин Арон Елоевич Елишакашвили (1864–?); в обычные дни в ней собиралось до 80 чел., в праздники – до 150. В четвертой – раввин Шабтай Абрамович Михелашвили (1899–1967); в обычные дни собиралось до 70 чел., в праздники – до 140. Среди раввинов К. в 20 в. были Арон Елович Ботерашвили (1881–1949), Иосиф Финхазович Мирилашвили (1897–1938), Аврам Шебетаевич Михелашвили (1876–1954). | |||
В 1968 в Израиль выехали раввины бр. Михелашвили с семьями. В 1969 представители 18 семей евреев [[ГРУЗИЯ|'''''Грузии''''']] (в т. ч. и неск. семей евреев К.) подписали обращение в ООН с просьбой помочь им получить разрешение на выезд в Израиль (т. н. письмо 18-ти). | |||
В 1971 евреи К. входили в делегацию, обратившуюся в приемную Президиума ВС СССР с требованием разрешить им выехать в Израиль. В 1970-х гг. начался массовый выезд евреев К. в Израиль. В кон. 1970-х гг. сгорела одна из синагог К. В нач. 1980-х гг. в К. проживало ок. 80 еврейских семей. В обстановке политич. и экономич. нестабильности нач. 1990-х гг. евреи К. выехали из Грузии. В К. сохранилось здание деревянной синагоги. | |||
В К. род.: ''Э.[[ГУР Эфраим|Гур]], А. [[МИХАЭЛИ Авраам|Михаэли]], С.И.[[МОДЗГВРИШВИЛИ Самуил Израелович|Модзгвришвили]], Р.И.[[ЭЛАШВИЛИ Рафаел Иосифович|Элашвили]]''; Авраам Шабатович Сапир (Сепиашвили) (1913–1979), поэт, журналист, обществ. деятель, с 1972 – в Израиле, основатель и ред.-издатель газ. и журн. «Алиони» (с 1996), основатель и пред. «Об-ва дружбы Израиль – Грузия им. Руставели» (1976) и «Всемир. федерации евреев – выходцев из Грузии» (1981). | |||
''Автор статьи - Д.М.Хананашвили'' | |||
[[Категория:География]] | |||
[[Категория:География]] | |||
[[Категория:География]] | |||
[[Категория:География]] | |||
[[Категория:География]] | |||
[[Категория:География]] | |||
[[Категория:География]] | |||
[[Категория:География]] | |||
[[Категория:География]] |
Текущая версия на 11:10, 1 сентября 2024
КУЛАШИ, поселок городского типа в Самтредском р-не (Грузия). Изв. с 16 в., входили в состав Имеретинского царства. С 1810 – в составе Рос. империи, с 1846 – село Кутаисского у. и губ.
В 1883 в К. проживало 937 евреев (14,2%), в 1911 – 1836, в 1926 – 2407, в 1939 – 3333, в 1970 – 5327, в 1979 – 557 евреев.
По преданию, евреи поселились в К. в 1-й пол. 18 в., являясь крепостными князей Микеладзе, несли в их пользу разл. повинности. Осн. занятия еврейского населения в 1-й пол. 19 в. – мелкая торговля и отчасти земледелие. В нач. 19 в. мн. евреи переселилось в К. из Ткачири, однако к 1853 их было всего 20 дымов.
После отмены крепостного права в Кутаисской губ. (1865) началось массовое переселение евреев в К. Евреи жили в отд. квартале, где находились синагоги (т. н. старая сооружена в сер. 18 в., новая построена в 1860-х гг.) и рядом размещалось еврейское кладбище.
Во 2-й пол. 19 в. евреи К., кроме торговли и земледелия, занимались сбором вторич. сырья, в т. ч. старых галош, медного лома и др. В 1881 неск. евреев были арестованы в результате «кровавого навета». «Кровавый навет» вновь имел место и в 1900. В 1906 при синагоге была открыта талмуд-тора, где преподавались также светские дисциплины. С 1897 в К. проводилась ярмарка, в 1913 открыт новый базар-ярмарка, вокруг к-рого начали селиться евреи. В 1916 в К. произошел погром, в ходе к-рого пострадали принадлежавшие евреям лавки и дома. Раввинами К. в 1860-х – 1920-х гг. были Ицхак Мошевич Джанашвили, Элиягу Аронович Ботерашвили (1838–1904), Ицхак Михелашвили (1886–1967), Михаил Ботерашвили (1842–1938), Элия-Йосеф Генкин (1850–?), в 1917–18 – Х.Д.Элиашвили. В 1925–35 раввином К. был представитель Ш.-Д.-Б.Шнеерсона А.-Л.Славин.
В июле 1917 представители еврейской общины К. были избраны в органы местного самоуправления и в суд. органы. В 1923 в ходе антирелиг. кампании власти закрыли в К. все 5 синагог (вновь открыты в июле 1924). Местный хедер действовал полулегально. В 1930 в К. создано отд-ние Евкомбеда, открыты еврейские кустарные мастерские и мелкие пр-тия, в том же году образован еврейский колхоз, в к-рый вступило 10 семей (в 1938 слит с груз. колхозом).
В кон. 1939 в К. было организовано отд-ние иешивы «Томхей Тмимим». Одним из рук. отд-ния был Йосеф-Мойше Морозов (р. 1920, Екатеринослав). В 1946 в К. действовало 4 синагоги. В кон. 1952 они были закрыты, открыты вновь в апр. 1953. В первой синагоге раввином был Иосиф Абрамович Левиашвили (1879–?); в обычные дни в ней собиралось до 100 чел., в праздники – до 270. Во второй – раввин Михаил Шамуелович Тетруашвили (1906–1977); в обычные дни собиралось до 80 чел., в праздники – до 180. В третьей – раввин Арон Елоевич Елишакашвили (1864–?); в обычные дни в ней собиралось до 80 чел., в праздники – до 150. В четвертой – раввин Шабтай Абрамович Михелашвили (1899–1967); в обычные дни собиралось до 70 чел., в праздники – до 140. Среди раввинов К. в 20 в. были Арон Елович Ботерашвили (1881–1949), Иосиф Финхазович Мирилашвили (1897–1938), Аврам Шебетаевич Михелашвили (1876–1954).
В 1968 в Израиль выехали раввины бр. Михелашвили с семьями. В 1969 представители 18 семей евреев Грузии (в т. ч. и неск. семей евреев К.) подписали обращение в ООН с просьбой помочь им получить разрешение на выезд в Израиль (т. н. письмо 18-ти).
В 1971 евреи К. входили в делегацию, обратившуюся в приемную Президиума ВС СССР с требованием разрешить им выехать в Израиль. В 1970-х гг. начался массовый выезд евреев К. в Израиль. В кон. 1970-х гг. сгорела одна из синагог К. В нач. 1980-х гг. в К. проживало ок. 80 еврейских семей. В обстановке политич. и экономич. нестабильности нач. 1990-х гг. евреи К. выехали из Грузии. В К. сохранилось здание деревянной синагоги.
В К. род.: Э.Гур, А. Михаэли, С.И.Модзгвришвили, Р.И.Элашвили; Авраам Шабатович Сапир (Сепиашвили) (1913–1979), поэт, журналист, обществ. деятель, с 1972 – в Израиле, основатель и ред.-издатель газ. и журн. «Алиони» (с 1996), основатель и пред. «Об-ва дружбы Израиль – Грузия им. Руставели» (1976) и «Всемир. федерации евреев – выходцев из Грузии» (1981).
Автор статьи - Д.М.Хананашвили