КОБРИН: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(правка текста, ссылок)
(правка текста, ссылок)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 7: Строка 7:
Обедневшая часть еврейского населения К. занималась в нач. 18 в. торговлей вразнос и разл. ремеслами; более зажиточные евреи торговали солью, зерном и лесом. Запрет еврейской аренды в черте оседлости (1882) и водочной монополии (1897) сильно подорвал благосостояние евреев К.; многие из них (в осн. ремесленники) выехали в США.   
Обедневшая часть еврейского населения К. занималась в нач. 18 в. торговлей вразнос и разл. ремеслами; более зажиточные евреи торговали солью, зерном и лесом. Запрет еврейской аренды в черте оседлости (1882) и водочной монополии (1897) сильно подорвал благосостояние евреев К.; многие из них (в осн. ремесленники) выехали в США.   


В 17 – нач. 18 в. среди духовных руководителей еврейской общины К. были наиб. известны: раввин Бецалель Даршан (?–1678) и раввин Яков Шапиро (?–1718), основавший в К. иешиву. В 19 в. раввинами в К. были: Яков Иоффе (глава раввинского суда), в 1857–73 – Меир Шафит (?–1873), с 1876 – сын последнего Арон Меирович Шафит, затем – Пинхас Шик, в 1892–97 – ''Х.[[БЕРЛИН Хаим|'''Берлин''']]'', в 1897–1905 – ''М. [[АТЛАС Меер|'''Атлас''']]'', в 1906–23 – Довид Гринберг (1850–?), в 1910-х гг. казенным раввином был Гилель-Янкель Шоломович Пановка.   
В 17 – нач. 18 в. среди духовных руководителей еврейской общины К. были наиб. известны: раввин Бецалель Даршан (?–1678) и раввин Яков Шапиро (?–1718), основавший в К. иешиву. В 19 в. раввинами в К. были: Яков Иоффе (глава раввинского суда), в 1857–73 – М. '''''[[ШАФИТ Меир|Шафит]]''''', с 1876 – сын последнего Арон Меирович Шафит, затем – Пинхас Шик, в 1892–97 – ''Х.[[БЕРЛИН Хаим|'''Берлин''']]'', в 1897–1905 – ''М. [[АТЛАС Меер|'''Атлас''']]'', в 1906–23 – Довид Гринберг (1850–?), в 1910-х гг. казенным раввином был Гилель-Янкель Шоломович Пановка.   


В 1833 Мойше Рабинович (1784–1858) основал в К. хасидский двор, после его смерти династию продолжили раби Ноах-Нафтоли (1836–1889), раби Довид-Шлойме (?–1918), раби Мойше-Арон (1900–1942). В США династию продолжил зять Довида-Шлойме – Борух-Йосеф Зак (?–1949).   
В 1833 Мойше Рабинович (1784–1858) основал в К. хасидский двор, после его смерти династию продолжили раби Ноах-Нафтоли (1836–1889), раби Довид-Шлойме (?–1918), раби Мойше-Арон (1900–1942). В США династию продолжил зять Довида-Шлойме – Борух-Йосеф Зак (?–1949).   
Строка 17: Строка 17:
В нач. 1920-х гг. в К. работали неск. хедеров, талмуд-тора, школа сети «Тарбут», мастерские ОРТа. В 1920–30-х гг. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций. С 1928 издавалась газ. «Кобринер штиме», с 1934 – «Кобринер вохенблат». До 1929 работала школа с преподаванием на идише, в 1920–30-х гг. – школа с преподаванием на иврите, школа для девочек «Бейс Яаков», дет. сад с преподаванием на иврите.   
В нач. 1920-х гг. в К. работали неск. хедеров, талмуд-тора, школа сети «Тарбут», мастерские ОРТа. В 1920–30-х гг. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций. С 1928 издавалась газ. «Кобринер штиме», с 1934 – «Кобринер вохенблат». До 1929 работала школа с преподаванием на идише, в 1920–30-х гг. – школа с преподаванием на иврите, школа для девочек «Бейс Яаков», дет. сад с преподаванием на иврите.   


В 1923–39 действовала иешива. Работали проф. школа системы ОРТа, дет. дом (60 детей), центр подготовки к физич. труду в Э.-И. В 1905–42 раввином в К. был Михл Шмойш (1880–1942), в 1923–40 – Пейсах Прускин (1879–1939).
В 1923–39 действовала иешива. Работали проф. школа системы ОРТа, дет. дом (60 детей), центр подготовки к физич. труду в Э.-И. В 1905–42 раввином в К. был Михл Шмойш (1880–1942), в 1923–39 П. [[ПРУСКИН Пейсах|''Прускин'']].  


24 июня 1941 К. оккупировали части вермахта. Вскоре в К. было убито ок. 170 евреев. Были созданы юденрат и еврейская полиция. Осенью 1941 еврейское население К., численность к-рого возросла к тому времени до 8 тыс. чел. (за счет беженцев из зап. р-нов Польши), было заключено в 2 гетто (туда же перевели и евреев из окрестных нас. пунктов): гетто «А» – для специалистов, гетто «Б» – для женщин, детей, больных. В кон. 1941 в К. было расстреляно более 1 тыс. евреев. В нач. июня 1942 евреи из гетто «Б» были вывезены для уничтожения на Бронную гору. 15 окт. 1942 на юж. окраине К. было расстреляно 4,5 тыс. чел.; группу евреев-ремесленников уничтожили в тюремном дворе летом 1943. Ок. 100 евреев сумели бежать в леса, где вступили в партиз. отряды им. А.В.Суворова и К.Е.Ворошилова. После освобождения К. в июле 1944 в город вернулось 64 еврея.   
24 июня 1941 К. оккупировали части вермахта. Вскоре в К. было убито ок. 170 евреев. Были созданы юденрат и еврейская полиция. Осенью 1941 еврейское население К., численность к-рого возросла к тому времени до 8 тыс. чел. (за счет беженцев из зап. р-нов Польши), было заключено в 2 гетто (туда же перевели и евреев из окрестных нас. пунктов): гетто «А» – для специалистов, гетто «Б» – для женщин, детей, больных. В кон. 1941 в К. было расстреляно более 1 тыс. евреев. В нач. июня 1942 евреи из гетто «Б» были вывезены для уничтожения на Бронную гору. 15 окт. 1942 на юж. окраине К. было расстреляно 4,5 тыс. чел.; группу евреев-ремесленников уничтожили в тюремном дворе летом 1943. Ок. 100 евреев сумели бежать в леса, где вступили в партиз. отряды им. А.В.Суворова и К.Е.Ворошилова. После освобождения К. в июле 1944 в город вернулось 64 еврея.   

Текущая версия на 15:37, 4 августа 2024

КОБРИН, город (с 1795), районный центр в Брестской обл. (Республика Беларусь). Изв. с 1287. С 1-й пол. 14 в. – в составе Вел. кн-ва Литовского. В 16–18 вв. – город Брест-Литовского повета и воеводства в составе Речи Посполитой. С 1795 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – уездный город Гродненской губ. В 1920–39 – в Полесском воеводстве в составе Польши, в 1939–91 – в составе БССР.

В 1817 в К. проживало 899 евреев (63%), в 1847 – 4184 (64,3%), в 1864 – 4469, в 1878 – 4431 (56,9%), в 1897 – 6738 (64,8%), в 1910 – 6683, в 1921 – 5431 (66,2%), в 1928 – 5799 (61,5%), в 1999 – ок. 50 евреев.

Первое упом. о еврейской общине К. относится к 15 в. В 1563 евреям К. принадлежали 22 дома, ок. 20 фруктовых садов и огородов. Имелась синагога. Осн. занятия евреев К. – торговля, пивоварение, откуп таможенных пошлин, аренда корчем. В 1589 евреи К. получили равные с остальным населением права в торговле. Евреи К. пострадали во время рус.-шведской войны (1656–58). Позднее экономика К. пережила кризис, что отразилось на положении еврейской общины.

Обедневшая часть еврейского населения К. занималась в нач. 18 в. торговлей вразнос и разл. ремеслами; более зажиточные евреи торговали солью, зерном и лесом. Запрет еврейской аренды в черте оседлости (1882) и водочной монополии (1897) сильно подорвал благосостояние евреев К.; многие из них (в осн. ремесленники) выехали в США.

В 17 – нач. 18 в. среди духовных руководителей еврейской общины К. были наиб. известны: раввин Бецалель Даршан (?–1678) и раввин Яков Шапиро (?–1718), основавший в К. иешиву. В 19 в. раввинами в К. были: Яков Иоффе (глава раввинского суда), в 1857–73 – М. Шафит, с 1876 – сын последнего Арон Меирович Шафит, затем – Пинхас Шик, в 1892–97 – Х.Берлин, в 1897–1905 – М. Атлас, в 1906–23 – Довид Гринберг (1850–?), в 1910-х гг. казенным раввином был Гилель-Янкель Шоломович Пановка.

В 1833 Мойше Рабинович (1784–1858) основал в К. хасидский двор, после его смерти династию продолжили раби Ноах-Нафтоли (1836–1889), раби Довид-Шлойме (?–1918), раби Мойше-Арон (1900–1942). В США династию продолжил зять Довида-Шлойме – Борух-Йосеф Зак (?–1949).

В сер. 19 в. религ. судьей в К. был автор коммент. к Талмуду и ТАНАХу Ноах-Хаим Левин (1834–?). В 1884–96 в К. находился хасидский двор Менахема-Нохума Эпштейна (1846–1918), переселившегося затем в Белосток. В 1865 в К. было 14 синагог, в 1910 – 17, в т. ч. кобринских, слонимских и др. хасидов; имелось еврейское кладбище. Действовали об-во пособия бедным евреям, дом престарелых, частное еврейское муж. уч-ще. В 1873 были открыты еврейская больница и богадельня, в 1882 – еврейская школа, в 1904 – талмуд-тора, в 1910 – иешива.

После рев-ции 1905 в К. возникли орг-ции Бунда, ССРП, «Поалей Цион». В 1913 евреям принадлежали единств. аптека, 5 аптечных складов, 14 гостиниц, 2 булочные, трактир, синематограф, 143 лавки (в т. ч. все 14 мануфактурных, все 9 галантерейных), оба ювелирных и единств. книжный магазины. Среди евреев числились 9 портных, единств. в К. лесопромышленник. В 1914 был создан к-т помощи семьям мобилизованных в армию, затем к-т помощи беженцам. Действовало частное одноклассное еврейское уч-ще.

В нач. 1920-х гг. в К. работали неск. хедеров, талмуд-тора, школа сети «Тарбут», мастерские ОРТа. В 1920–30-х гг. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций. С 1928 издавалась газ. «Кобринер штиме», с 1934 – «Кобринер вохенблат». До 1929 работала школа с преподаванием на идише, в 1920–30-х гг. – школа с преподаванием на иврите, школа для девочек «Бейс Яаков», дет. сад с преподаванием на иврите.

В 1923–39 действовала иешива. Работали проф. школа системы ОРТа, дет. дом (60 детей), центр подготовки к физич. труду в Э.-И. В 1905–42 раввином в К. был Михл Шмойш (1880–1942), в 1923–39 – П. Прускин.

24 июня 1941 К. оккупировали части вермахта. Вскоре в К. было убито ок. 170 евреев. Были созданы юденрат и еврейская полиция. Осенью 1941 еврейское население К., численность к-рого возросла к тому времени до 8 тыс. чел. (за счет беженцев из зап. р-нов Польши), было заключено в 2 гетто (туда же перевели и евреев из окрестных нас. пунктов): гетто «А» – для специалистов, гетто «Б» – для женщин, детей, больных. В кон. 1941 в К. было расстреляно более 1 тыс. евреев. В нач. июня 1942 евреи из гетто «Б» были вывезены для уничтожения на Бронную гору. 15 окт. 1942 на юж. окраине К. было расстреляно 4,5 тыс. чел.; группу евреев-ремесленников уничтожили в тюремном дворе летом 1943. Ок. 100 евреев сумели бежать в леса, где вступили в партиз. отряды им. А.В.Суворова и К.Е.Ворошилова. После освобождения К. в июле 1944 в город вернулось 64 еврея.

В 1950-х гг. еврейской общине К. было отказано в официальной регистрации; здание синагоги переоборудовали под пивной з-д. В 1975 на юж. окраине К., на месте расстрела евреев, был установлен обелиск. В 1990-х гг. в К. была создана еврейская община, к-рой возвратили здание синагоги.

В К. род.: Г.Аллон, А.Бекер, Я.Д.Веселовский, Я.-Д. Виловский, Я.-М.Залкинд, Р.И.Каплан-Ингель, Я.Г. Пановко, Я.Прегер, Я.-Д.Ридбаз; Исроэль-Хаим Билецкий (1914–1992), поэт, литературовед, с 1935 – в Э.-И., автор св. 30 сборников поэзии и лит. критики на идише; Элиас-Мендель Гроссман (1898–?), гравер, в творчестве к-рого активно присутствовала еврейская тема, с 1911 – в США, работы находятся в галереях и музеях разл. стран; Оскар Зарецкий (1899–?), математик, проф. разл. ун-тов США, в 1969–70 – през. Амер. матем. об-ва; Авром-Дойв-Бер Шапиро (1870–1943, Каунас), раввин в Смолевичах (1896–1913), в Каунасе (1913–43).