ДЕРБЕНТ: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (добавлена ссылка) |
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
||
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 7: | Строка 7: | ||
Массовое заселение Д. евреями началось в 1791 после предоставления им статуса постоянных жителей. В 1792 бр. Ханукаевыми была построена большая синагога «Тек-Заде». Евреи, переселившиеся в Д. из Абасовы, занимались разведением марены. В Д. имелось еврейское кладбище, старейшее захоронение на к-ром относится к 1804. В нач. 19 в. был застроен еврейский квартал, получивший назв. Еврейской слободы. [[Категория:География]] | Массовое заселение Д. евреями началось в 1791 после предоставления им статуса постоянных жителей. В 1792 бр. Ханукаевыми была построена большая синагога «Тек-Заде». Евреи, переселившиеся в Д. из Абасовы, занимались разведением марены. В Д. имелось еврейское кладбище, старейшее захоронение на к-ром относится к 1804. В нач. 19 в. был застроен еврейский квартал, получивший назв. Еврейской слободы. [[Категория:География]] | ||
С нач. 19 в. Д. становится культурным и духовным центром евреев Дагестана. В 1835—45 гл. раввином Дагестана был Элиягу бен Мушаэль (1781—1848) — учредитель восточно-кавказского раввината, располагавшегося в Д. В 1845—68 раввином Д. был Ицхак бен Яаков (1795—1877), в 1868—1907 — его сын Яаков Ицхаки | С нач. 19 в. Д. становится культурным и духовным центром евреев Дагестана. В 1835—45 гл. раввином Дагестана был Элиягу бен Мушаэль (1781—1848) — учредитель восточно-кавказского раввината, располагавшегося в Д. В 1845—68 раввином Д. был Ицхак бен Яаков (1795—1877), в 1868—1907 — его сын Я. [[ИЦХАКИ Яаков|''Ицхаки,'']] затем Элиягу Анохи и до 1918 — Яшая Рабинович. В 1860-х гг. в Д. имелось 3 синагоги; шохетом состоял еврей из [[ОДЕССА|Одессы]] . В эти годы в Д. стали селиться ашкеназы, имевшие право жить вне черты оседлости. В 1886 евреи Д. владели 2 мануфактурными и 17 бакалейными лавками, у 220 евреев имелись собств. сакли, 160 садов, 5 дес. пашни, 120 дес. покосов, 25 голов кр. рогатого скота, 30 лошадей. В 1894 в Д. было 5 синагог, в 1900 одна из синагог была ашкеназийской. В 1900 Меир Ицхаки организовал сионистский кружок «Бней Цион». Его брат Нафтоли основал синагогу «Шаарей Цион» с целью ведения сионистской пропаганды и привлечения средств для покупки в Э.-И. земель для горских евреев. В 1904 Я. Рабиновичем (1867—?) было открыто Горско-еврейское уч-ще. В 1904—19 работал еврейский т-р под рук. Я. Рабиновича. В 1914 имелись еврейские школы, реальное уч-ще, в 1916 — 6 синагог. 15 июня 1917 в Д. состоялся Всекавказский съезд горских евреев. В том же году было создано отд-ние «Цеирей Цион». [[Категория:География]] | ||
Во время антиеврейских выступлений зимой 1917/18 в Д. были созданы отряды самообороны, контролировавшие еврейскую часть города. В авг. 1918 в Д. вошла армия Л. Ф. Бичерахова, в окт. 1918 — тур. войска. Их вторжение сопровождалось грабежами и убийством евреев. В годы Гражд. войны в Д. переселились мн. евреи из окрестных сел. [[Категория:География]] | Во время антиеврейских выступлений зимой 1917/18 в Д. были созданы отряды самообороны, контролировавшие еврейскую часть города. В авг. 1918 в Д. вошла армия Л. Ф. Бичерахова, в окт. 1918 — тур. войска. Их вторжение сопровождалось грабежами и убийством евреев. В годы Гражд. войны в Д. переселились мн. евреи из окрестных сел. [[Категория:География]] | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
В 1946 было отклонено ходатайство горских евреев об открытии синагоги, поскольку в Д. существовала Большая синагога с раввином Илиягу Завалуновичем Дадашевым (1875—?). В обычные дни синагогу посещало 80—100 чел., по субботам — 400—500, в праздники — до 2,5 тыс. чел. В кон. 1950-х гг. ок. 40% евреев Д. работали в колхозах в окрестностях города. В 1964—70 раввином Д. был Израиль Моисеевич Бронфман (1915—1988). [[Категория:География]] | В 1946 было отклонено ходатайство горских евреев об открытии синагоги, поскольку в Д. существовала Большая синагога с раввином Илиягу Завалуновичем Дадашевым (1875—?). В обычные дни синагогу посещало 80—100 чел., по субботам — 400—500, в праздники — до 2,5 тыс. чел. В кон. 1950-х гг. ок. 40% евреев Д. работали в колхозах в окрестностях города. В 1964—70 раввином Д. был Израиль Моисеевич Бронфман (1915—1988). [[Категория:География]] | ||
В 1991 в Д. был открыт еврейский дет. сад. В 1990-х гг. действовали воскресная школа, 2 синагоги, еврейское кладбище. С 1994 раввин Д. — представитель М.-М. [[ШНЕЕРСОН Менахем-Мендл|Шнеерсона]] Аврагам Равиилович Ильягуев (р. 1975). [[Категория:География]] | В 1991 в Д. был открыт еврейский дет. сад. В 1990-х гг. действовали воскресная школа, 2 синагоги, еврейское кладбище. С 1994 раввин Д. — представитель ''М.-М. [[ШНЕЕРСОН Менахем-Мендл|Шнеерсона]]'' Аврагам Равиилович Ильягуев (р. 1975). [[Категория:География]] | ||
В 2000 в Д. проживало ок. 3 тыс. евреев. [[Категория:География]] | В 2000 в Д. проживало ок. 3 тыс. евреев. [[Категория:География]] | ||
В Д. род.: Ш.А. [[АБРАМОВ Шалум | В Д. род.: ''Ш.А. [[АБРАМОВ Шалум|Абрамов]], Ш. С. [[АБРАМОВ Шетиель Семенович|Абрамов]], Д.А. [[АТНИЛОВ Даниил Атнилович|Атнилов]], М. Ю. [[БАХШИЕВ Миши Юсупович |Бахшиев]], [[ЖАСМИН|Жасмин]], Я.[[ИЦХАКИ Яаков|Ицхаки]], Е. [[МАТАТОВ Ехиил|Мататов]], З.Ю. [[СЕМЕНДУЕВА Зоя Юноевна|Сендуева]], А. М. [[ФАЙНГАР Александр Моисеевич|Файнгар]] , А. [[ХАМАДАН Александр|Хамадан]] , А. А. [[ХАНУКАЕВ Авенир Авысалумович|Ханукаев]], И.Х. [[УРИЛОВ Ильягу Ханукаевич|Урилов]];'' Джумшуд Шаваньевич Ашуров (1913—1980), композитор; Юрий Данилович Мататов (р. 1961), многокр. чемп. России по автомодельному спорту; Юно Семенов (1899—1961), писатель, один из основателей лит-ры на яз. горских евреев; Илья Ханукаевич Урилов, историк, предприниматель, д-р ист. наук, автор работ по истории меньшевизма. | ||
В Д. работал ''М.Х. [[АЛЕШКОВСКИЙ Марк Хаимович|Алешковский]]''. [[Категория:География]] | |||
Е.С.Мосолова (авт. статьи) [[Категория:География]] | Е.С.Мосолова (авт. статьи) [[Категория:География]] |
Текущая версия на 21:58, 23 июля 2024
ДЕРБЕНТ, город, районный центр в Республике Дагестан (Российская Федерация). Осн. в 438 как крепость. В 630-х гг. Д. захватили хазары, в сер. 7 в. Д. был включен в Арабский халифат. В 10 в., с распадом Арабского халифата, Д. стал центром независимого эмирата. В 1071 был захвачен турками-сельджуками, в 13 в. — монголами. В 16 — нач. 18 в. — в составе Персии. В 1722 присоединен к России в результате Персидского похода Петра I. В 1735 по Гянджинскому договору Д. вновь отошел к Персии, с 1743 — центр Дербентского ханства. В 1796 Д. был занят рус. войсками, в 1813 по Гюлистанскому договору окончательно присоединен к Рос. империи. С 1840 — уездный город Кайтаго-Табасаранского окр., с 1846 — губернский город, с 1860 — центр Дагестанской обл., с 1866 — уездный город Дагестанской обл.
В 1795 в Д. проживал 461 еврей, в 1810 — 166, в 1825 — 89, в 1830 — 455 (87 дымов), в 1835 — 472, в 1852 — 861, в 1857 — 864, в 1860 — 988, в 1866 — 1030, в 1869 — 1144, в 1882 — 1607, в 1890 — 1671 (220 дымов), в 1897 — 2190, в 1900 — 2100, в 1910 — 4012 (30,8%), в 1926 — 6745, в 1939 — 7604, в 1959 — 12 700, в 1970 — 14 600, в 1979 — 12 900, в 1989 — 12 700 евреев.
По преданиям, дербентские евреи — потомки изгнанников из Иерусалима после разрушения Первого Храма. В эпоху Хазарского каганата в Д. существовала еврейская община. Голландский монах В. Рубруквис в 13 в. писал, что вся местность вокруг Д. густо заселена евреями. Из описаний путешественников 17 в. следует, что местные евреи считали себя принадлежащими к колену Вениамина. Дальнейшие сведения о евреях Д. датируются лишь 1797 (по др. данным, 1799), когда евреи из Абасовы после погрома переселились в Д.
Массовое заселение Д. евреями началось в 1791 после предоставления им статуса постоянных жителей. В 1792 бр. Ханукаевыми была построена большая синагога «Тек-Заде». Евреи, переселившиеся в Д. из Абасовы, занимались разведением марены. В Д. имелось еврейское кладбище, старейшее захоронение на к-ром относится к 1804. В нач. 19 в. был застроен еврейский квартал, получивший назв. Еврейской слободы.
С нач. 19 в. Д. становится культурным и духовным центром евреев Дагестана. В 1835—45 гл. раввином Дагестана был Элиягу бен Мушаэль (1781—1848) — учредитель восточно-кавказского раввината, располагавшегося в Д. В 1845—68 раввином Д. был Ицхак бен Яаков (1795—1877), в 1868—1907 — его сын Я. Ицхаки, затем Элиягу Анохи и до 1918 — Яшая Рабинович. В 1860-х гг. в Д. имелось 3 синагоги; шохетом состоял еврей из Одессы . В эти годы в Д. стали селиться ашкеназы, имевшие право жить вне черты оседлости. В 1886 евреи Д. владели 2 мануфактурными и 17 бакалейными лавками, у 220 евреев имелись собств. сакли, 160 садов, 5 дес. пашни, 120 дес. покосов, 25 голов кр. рогатого скота, 30 лошадей. В 1894 в Д. было 5 синагог, в 1900 одна из синагог была ашкеназийской. В 1900 Меир Ицхаки организовал сионистский кружок «Бней Цион». Его брат Нафтоли основал синагогу «Шаарей Цион» с целью ведения сионистской пропаганды и привлечения средств для покупки в Э.-И. земель для горских евреев. В 1904 Я. Рабиновичем (1867—?) было открыто Горско-еврейское уч-ще. В 1904—19 работал еврейский т-р под рук. Я. Рабиновича. В 1914 имелись еврейские школы, реальное уч-ще, в 1916 — 6 синагог. 15 июня 1917 в Д. состоялся Всекавказский съезд горских евреев. В том же году было создано отд-ние «Цеирей Цион».
Во время антиеврейских выступлений зимой 1917/18 в Д. были созданы отряды самообороны, контролировавшие еврейскую часть города. В авг. 1918 в Д. вошла армия Л. Ф. Бичерахова, в окт. 1918 — тур. войска. Их вторжение сопровождалось грабежами и убийством евреев. В годы Гражд. войны в Д. переселились мн. евреи из окрестных сел.
В 1921 Н.-Ш. Сосонкин основал и возглавил в Д. хедер для горских евреев. В 1928 любавичский хасид Симха Городецкий (1903—1984) организовал талмуд-тору для 360 чел. В 1930 в окрестностях Д. был создан еврейский колхоз им. Смидовича. В 1933 вокруг Д. было ок. 20 еврейских колхозов.
В 1935 в Д. действовали 2 неполные средние еврейские школы, еврейское отд-ние пед. техникума, еврейское отд-ние коврового техникума, еврейские клубы, ликбезы, красные уголки. В 1928—41 издавалась газ. «Захметкеш» («Труженик») на яз. горских евреев. В 1930-х гг. раввином Д. был сын Яакова Ицхаки Меир Ицхаки (1867—?).
В 1946 было отклонено ходатайство горских евреев об открытии синагоги, поскольку в Д. существовала Большая синагога с раввином Илиягу Завалуновичем Дадашевым (1875—?). В обычные дни синагогу посещало 80—100 чел., по субботам — 400—500, в праздники — до 2,5 тыс. чел. В кон. 1950-х гг. ок. 40% евреев Д. работали в колхозах в окрестностях города. В 1964—70 раввином Д. был Израиль Моисеевич Бронфман (1915—1988).
В 1991 в Д. был открыт еврейский дет. сад. В 1990-х гг. действовали воскресная школа, 2 синагоги, еврейское кладбище. С 1994 раввин Д. — представитель М.-М. Шнеерсона Аврагам Равиилович Ильягуев (р. 1975).
В 2000 в Д. проживало ок. 3 тыс. евреев.
В Д. род.: Ш.А. Абрамов, Ш. С. Абрамов, Д.А. Атнилов, М. Ю. Бахшиев, Жасмин, Я.Ицхаки, Е. Мататов, З.Ю. Сендуева, А. М. Файнгар , А. Хамадан , А. А. Ханукаев, И.Х. Урилов; Джумшуд Шаваньевич Ашуров (1913—1980), композитор; Юрий Данилович Мататов (р. 1961), многокр. чемп. России по автомодельному спорту; Юно Семенов (1899—1961), писатель, один из основателей лит-ры на яз. горских евреев; Илья Ханукаевич Урилов, историк, предприниматель, д-р ист. наук, автор работ по истории меньшевизма.
В Д. работал М.Х. Алешковский.
Е.С.Мосолова (авт. статьи)