СЕДА: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Importing text file)
 
(правка текста, ссылок)
 
Строка 1: Строка 1:
СЕДА, город (с 1950) в Тельшяйском у. (Литовская Республика). Изв. с 13 в. С 1795 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – местечко Сяды Тельшевского у. Виленской, с 1842 – Ковенской губ. В 1918–40 – в составе Литовской Республики, в 1940–91 – ЛитССР. [[Категория:География]]В 1847 в С. проживало 1729 евреев, в 1897 – 1384 (69%), в 1914 – ок. 800, в 1923 – 815 (44%), в 1939 – ок. 400 евреев (110 еврейских семей) (19%). [[Категория:География]]Евреи жили в С. с сер. 18 в. В 1831 житель С. Ицхок Духин был обвинен польск. повстанцами в шпионаже и повешен. В кон. 19 в. действовала синагога. [[Категория:География]]Раввинами в С. в 19 в. были Йоэль-Ицхок Каценельбоген, с 1877 – Довид Регенсбург, в 1880-х гг. – Арон Валкин (1863–?), в 1892–1903 – Исроэль-Эзра Левин. [[Категория:География]]Осн. занятиями евреев в 19 – нач. 20 в. были торговля и ремесла. В пригороде С., называвшемся Жиду Дварас, проживали 40 еврейских семей, занимавшихся с. х-вом. [[Категория:География]]В нач. 20 в. раввином в С. был Моше-Борух Горвиц, с 1912 – Мордхе Граф. [[Категория:География]]В 1920–30-х гг. нестабильное экономич. положение вынуждало молодежь покидать С., уезжая в США, Канаду, Юж. Африку и Э.-И. В С. работало отд-ние Еврейского нар. банка. Имелись синагога, школа сети «Явне». Действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций: «Ге-Халуц», «Га-Шомер га-Цаир», социал-сионисты. Существовали клубы «Маккаби» и «Га-Поэль». [[Категория:География]]С 1935 раввинном С. был Мордхе Рабинович (?–1941). [[Категория:География]]23 июня 1941 С. заняли части вермахта. Евреи-мужчины были расстреляны литовской полицией 3 июля 1941, женщины и дети – 9 авг. 1941. [[Категория:География]]В нач. 1990-х гг. на месте бывш. еврейского кладбища в С. установлен памятный знак. В С. сохранилось здание деревянной синагоги. [[Категория:География]]
СЕДА, город (с 1950) в Тельшяйском у. (Литовская Республика). Изв. с 13 в. С 1795 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – местечко Сяды Тельшевского у. Виленской, с 1842 – Ковенской губ. В 1918–40 – в составе Литовской Республики, в 1940–91 – ЛитССР.
 
В 1847 в С. проживало 1729 евреев, в 1897 – 1384 (69%), в 1914 – ок. 800, в 1923 – 815 (44%), в 1939 – ок. 400 евреев (110 еврейских семей) (19%).
 
Евреи жили в С. с сер. 18 в. В 1831 житель С. Ицхок Духин был обвинен польск. повстанцами в шпионаже и повешен. В кон. 19 в. действовала синагога. Раввинами в С. в 19 в. были Йоэль-Ицхок Каценельбоген, с 1877 – Довид Регенсбург, в 1880-х гг. – А. [[ВАЛКИН Арон|''Валкин'']], в 1892–1903 – Исроэль-Эзра Левин.
 
Осн. занятиями евреев в 19 – нач. 20 в. были торговля и ремесла. В пригороде С., называвшемся Жиду Дварас, проживали 40 еврейских семей, занимавшихся с. х-вом.
 
В нач. 20 в. раввином в С. был Моше-Борух Горвиц, с 1912 – Мордхе Граф.
 
В 1920–30-х гг. нестабильное экономич. положение вынуждало молодежь покидать С., уезжая в США, Канаду, Юж. Африку и Э.-И. В С. работало отд-ние Еврейского нар. банка. Имелись синагога, школа сети «Явне». Действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций: «Ге-Халуц», «Га-Шомер га-Цаир», социал-сионисты. Существовали клубы «Маккаби» и «Га-Поэль».
 
С 1935 раввинном С. был Мордхе Рабинович (?–1941).
 
23 июня 1941 С. заняли части вермахта. Евреи-мужчины были расстреляны литовской полицией 3 июля 1941, женщины и дети – 9 авг. 1941.
 
В нач. 1990-х гг. на месте бывш. еврейского кладбища в С. установлен памятный знак. В С. сохранилось здание деревянной синагоги.  
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]

Текущая версия на 12:08, 22 мая 2024

СЕДА, город (с 1950) в Тельшяйском у. (Литовская Республика). Изв. с 13 в. С 1795 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – местечко Сяды Тельшевского у. Виленской, с 1842 – Ковенской губ. В 1918–40 – в составе Литовской Республики, в 1940–91 – ЛитССР.

В 1847 в С. проживало 1729 евреев, в 1897 – 1384 (69%), в 1914 – ок. 800, в 1923 – 815 (44%), в 1939 – ок. 400 евреев (110 еврейских семей) (19%).

Евреи жили в С. с сер. 18 в. В 1831 житель С. Ицхок Духин был обвинен польск. повстанцами в шпионаже и повешен. В кон. 19 в. действовала синагога. Раввинами в С. в 19 в. были Йоэль-Ицхок Каценельбоген, с 1877 – Довид Регенсбург, в 1880-х гг. – А. Валкин, в 1892–1903 – Исроэль-Эзра Левин.

Осн. занятиями евреев в 19 – нач. 20 в. были торговля и ремесла. В пригороде С., называвшемся Жиду Дварас, проживали 40 еврейских семей, занимавшихся с. х-вом.

В нач. 20 в. раввином в С. был Моше-Борух Горвиц, с 1912 – Мордхе Граф.

В 1920–30-х гг. нестабильное экономич. положение вынуждало молодежь покидать С., уезжая в США, Канаду, Юж. Африку и Э.-И. В С. работало отд-ние Еврейского нар. банка. Имелись синагога, школа сети «Явне». Действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций: «Ге-Халуц», «Га-Шомер га-Цаир», социал-сионисты. Существовали клубы «Маккаби» и «Га-Поэль».

С 1935 раввинном С. был Мордхе Рабинович (?–1941).

23 июня 1941 С. заняли части вермахта. Евреи-мужчины были расстреляны литовской полицией 3 июля 1941, женщины и дети – 9 авг. 1941.

В нач. 1990-х гг. на месте бывш. еврейского кладбища в С. установлен памятный знак. В С. сохранилось здание деревянной синагоги.