ГАЛКИН Шмуэль Залманович: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (добавлена категория, правка текста, ссылок) |
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
ГАЛКИН Шмуэль Залманович (1897, [[Рогачев]] Могилевской губ. – 1960, ''[[МОСКВА|Москва]]''), поэт, драматург. С ранней юности писал стихи на иврите. С 1921 – на идише. | ГАЛКИН Шмуэль (Самуил) Залманович (1897, [[РОГАЧЁВ Гомельской обл.|''Рогачев'']] Могилевской губ. – 1960, ''[[МОСКВА|Москва]]''), поэт, драматург. С ранней юности писал стихи на иврите. С 1921 – на идише. | ||
Первый сб. «Лидер» («Стихи») вышел в [[КИЕВ|''Киеве'']] в 1922, 2-й – «Вей ун мут» («Боль и мужество») – в 1929. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. подвергся нападкам критики, обвинившей его в пессимизме, безыдейности, увлечении библейскими символами. | Первый сб. «Лидер» («Стихи») вышел в [[КИЕВ|''Киеве'']] в 1922, 2-й – «Вей ун мут» («Боль и мужество») – в 1929. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. подвергся нападкам критики, обвинившей его в пессимизме, безыдейности, увлечении библейскими символами. |
Текущая версия на 18:31, 24 октября 2022
ГАЛКИН Шмуэль (Самуил) Залманович (1897, Рогачев Могилевской губ. – 1960, Москва), поэт, драматург. С ранней юности писал стихи на иврите. С 1921 – на идише.
Первый сб. «Лидер» («Стихи») вышел в Киеве в 1922, 2-й – «Вей ун мут» («Боль и мужество») – в 1929. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. подвергся нападкам критики, обвинившей его в пессимизме, безыдейности, увлечении библейскими символами.
Выдающийся мастер любовной лирики Г. сумел в своей поэзии слить воедино нац. и интернац. мотивы, историю и современность. Древней истории евр. народа посвящены пьесы «Бар-Кохба» (1939) и «Суламифь» (1940) (поставлены Моск. ГОСЕТом, там же шла пьеса У.Шекспира «Король Лир» в его блестящем пер.). Лирика Г. представлена в сб-ках «Фар дем наем фундамент» («За новый фундамент», 1932), «Контакт» (1935) и др. В 1945 Г. издал сб. «Эрдише вегн» («Земные пути»), в к-ром сочетаются боль народа и гордость за героизм и мужество людей, сумевших выстоять в борьбе с фашизмом и вновь возродиться к жизни.
Итог творчества Г. – кн. «Дер бойм фун лебн» («Древо жизни», 1948), вобравшая лучшее, что было им написано на протяжении 20 лет. К 1940-м гг. относятся также пьесы Г. «Дер шпил-фойгл» («Певчая птица»), «Дер ойфштанд ин гето» («Восстание в гетто»).
Г. был чл. Евр. антифаш. к-та, редколлегии газ. «Эйникайт» и альманаха «Геймланд», мн. сил отдавал воспитанию молодых евр. литераторов. В ходе кампании «по борьбе с космополитизмом» в 1950 Г. был репрессирован, сослан в лагерь на Крайнем Севере, вернулся оттуда в 1955. Написанные в лагере стихи собраны в посмертном сб. «Майн ойцер» («Мое сокровище», 1966).
В творч. наследии Г. – пер. на идиш соч. А.С.Пушкина («Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь»), В.В.Маяковского, А.А.Блока, С.А.Есенина, М.Горького, Д.А.Фурманова, В.М.Киршона и др. Стих. и пьесы Г. пер. на рус. яз. и неоднократно переиздавались во мн. ж., сб. и газ.