Несостоятельность идеи об изначально старой Земле: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 13: Строка 13:
1. Вариант создания Творцом нескольких или даже многих миров (к примеру, миры динозавров, мамонтов и др.) из которых наш является последним по счету и не превышающим по возрасту ту цифру, которая подсчитана по Торе. Это вариант оказывается достаточно близким к катастрофизму - к теории катастроф по Кювье.
1. Вариант создания Творцом нескольких или даже многих миров (к примеру, миры динозавров, мамонтов и др.) из которых наш является последним по счету и не превышающим по возрасту ту цифру, которая подсчитана по Торе. Это вариант оказывается достаточно близким к катастрофизму - к теории катастроф по Кювье.


2. Известно, что отсчет лет в Торе начинается не с первого Дня Творения, а с момента создания человека, т.е. с 6-го дня. Так вот данный вариант согласования тех и других цифр возраста постулирует, что предыдущие «дни», являются не привычными нам днями, а какими-то многомиллионо-летними или даже миллиардо-летними эпохами.
2. Известно, что отсчет лет в Торе начинается не с первого Дня Творения, а с момента создания человека, т.е. с 6-го дня. Так вот этот второй вариант согласования тех и других цифр возраста постулирует, что предыдущие «дни», являются не привычными нам днями, а какими-то многомиллионо-летними или даже миллиардо-летними эпохами.


3. Вариант, предполагающий, что во времена Сотворения Мира скорости всех процессов были на порядки выше, чем в последующие времена, и потому подсчеты начала мира (или Земли) основанные на современных скоростях дают резко завышенные результаты.
3. Вариант, предполагающий, что во времена Сотворения Мира скорости всех процессов были на порядки выше, чем в последующие времена, и потому подсчеты начала мира (или Земли) основанные на современных скоростях дают резко завышенные результаты.
Строка 136: Строка 136:
[[Несостоятельность идеи об изначально старой Земле#%20ftnref3|[3]]] ''Ашер Кушнир'' «Реальность и иллюзия», ч.2., А.Х.И, 2018
[[Несостоятельность идеи об изначально старой Земле#%20ftnref3|[3]]] ''Ашер Кушнир'' «Реальность и иллюзия», ч.2., А.Х.И, 2018


[[Несостоятельность идеи об изначально старой Земле#%20ftnref4|[4]]] У апологетов старой Земли можно прочитать, в качестве подтверждения той идеи, что если б какая-то комиссия обследовала Адама сразу же после его создания, то она (комиссия) наверняка определила бы его возраст в районе 20-30-лет. Так вот нет - таковое определение не могло состояться просто принципиально. Да, мы умеем на глазок определять возраст человека (с какой-то там точностью), но только потому, что с детства имеем образцы – мы уже знаем (узнаем по ходу нашего взросления), как выглядят люди разного возраста. С такими образцами в нашем сознании и сравниваем конкретного индивида для прикидки его возраста. А любая комиссия, ранее людей не встречавшая (скажем, инопланетная) останется просто бессильной в данном вопросе – у ней не будет никакого инструментария для определения возраста новорожденного Адама. Ей просто не с кем будет сравнивать – на Земле образцов для сравнения тогда еще не появилось. Вот и вся недолга.
[[Несостоятельность идеи об изначально старой Земле#%20ftnref4|[4]]] У апологетов старой Земли можно прочитать, в качестве подтверждения той идеи, что если б какая-то комиссия обследовала Адама сразу же после его создания, то она (комиссия) наверняка определила бы его возраст в районе 20-30-лет. Так вот нет - таковое определение не могло состояться просто принципиально. Да, мы умеем на глазок определять возраст человека (с какой-то там точностью), но только потому, что с детства имеем образцы – мы уже знаем (узнаем по ходу нашего взросления), как выглядят люди разного возраста. С такими образцами в нашем сознании и сравниваем конкретного индивида для прикидки его возраста. А любая комиссия, ранее людей не встречавшая (скажем, инопланетная) останется просто бессильной в данном вопросе – у нее не будет никакого инструментария для определения возраста новорожденного Адама. Ей просто не с кем будет сравнивать – на Земле образцов для сравнения тогда еще не появилось. Вот и вся недолга.


[[Несостоятельность идеи об изначально старой Земле#%20ftnref5|[5]]] К слову говоря, надо отметить, что в целом двухтомник рава Ашера Кушнира производит хорошее впечатление постановкой проблемы, охватом разных вопросов и аспектов, компоновкой изложения, громаднейшим объемом проработанной литературы. Однако, увлеченность автора идеей развенчать атеистическую идеологию путем противопоставления как бы реальной духовности как бы иллюзорному материализму привела его к абсолютно неприемлемой подтасовке геологических фактов, что, соответственно, может вызвать и некоторую настороженность к адекватности его обильных выкладок по другим научным сферам – биологии, генетике, космологии и пр.
[[Несостоятельность идеи об изначально старой Земле#%20ftnref5|[5]]] К слову говоря, надо отметить, что в целом двухтомник рава Ашера Кушнира производит хорошее впечатление постановкой проблемы, охватом разных вопросов и аспектов, компоновкой изложения, громаднейшим объемом проработанной литературы. Однако, увлеченность автора идеей развенчать атеистическую идеологию путем противопоставления как бы реальной духовности как бы иллюзорному материализму привела его к абсолютно неприемлемой подтасовке геологических фактов, что, соответственно, может вызвать и некоторую настороженность к адекватности его обильных выкладок по другим научным сферам – биологии, генетике, космологии и пр.
[[Категория:Вера и наука]]
[[Категория:Вера и наука]]

Текущая версия на 18:57, 12 сентября 2022

Бер Левин

Введение

При обсуждении известных нестыковок библейских и научных представлений о длительности истории Земли видное место занимает идея старой Земли, т.е. Земли, сотворенной Б-гом за 6 дней, но уже изначально в весьма преклонном возрасте, т.е. с заложенными в ней следами очень длительной истории. Эта идея возникла еще в середине позапрошлого (19-го) века, как реакция христианских ученых на тогдашние успехи геологического изучения Европы. Затем она получила прописку и в иудаизме. В последние годы она обрела особую популярность в связи с эссе Борхеса на эту тему (см Хорхе Луис Борхес), первично появившегося, правда, еще в середине прошлого (20-го) века, но вот дублируемого и активно цитируемого и посейчас на десятках интернет-ресурсов. Тем более интересно разобраться в сути этой идеи и присмотреться – так ли уж она приспособлена к решению одной из ключевых проблем взаимоотношения веры и науки.

Общий фон в данной конкретной задаче

В статье Возраст Земли приведены 4 наиболее ходовые варианта сбивки резко различающихся данных Торы и науки по возрасту Земли, да и мира в целом. Каждый из них основывался на введении какого-то дополнительного фактора, в Торе не фигурирующего, и в то же время не входящего с ней в противоречие. Но, в противовес этим вариантам, основная цель той статьи была в представлении принципиально иного подхода к решению данной проблемы – не на пути придумывания какого-то добавочного пунктика, исходно не прописанного в Торе, а путем анализа самих научных принципов  с целью выявления степени их истинности.

Вместе с тем, там подчеркивалось право человека верить в любой из тех четырех вариантов, ибо вера не подлежит отрицанию (если она не покушается на соседскую жизнь). Иначе говоря, вера не опровергаема никакой логикой. Но с другой стороны какие-то веры могут быть отторгнуты практикой, жизнью вообще и т.д. Стоит еще подчеркнуть – не логикой, не какими-то умозаключениями, а только практической жизнью. Вот в этом и постараемся далее разобраться - в том, как одна из этих четырех небольших вер противоречит окружающей жизни.

Для начала повторим тут эти варианты подгонки Торы под сильно популярные ныне представления об очень большой продолжительности существования мира и Земли конкретно.

1. Вариант создания Творцом нескольких или даже многих миров (к примеру, миры динозавров, мамонтов и др.) из которых наш является последним по счету и не превышающим по возрасту ту цифру, которая подсчитана по Торе. Это вариант оказывается достаточно близким к катастрофизму - к теории катастроф по Кювье.

2. Известно, что отсчет лет в Торе начинается не с первого Дня Творения, а с момента создания человека, т.е. с 6-го дня. Так вот этот второй вариант согласования тех и других цифр возраста постулирует, что предыдущие «дни», являются не привычными нам днями, а какими-то многомиллионо-летними или даже миллиардо-летними эпохами.

3. Вариант, предполагающий, что во времена Сотворения Мира скорости всех процессов были на порядки выше, чем в последующие времена, и потому подсчеты начала мира (или Земли) основанные на современных скоростях дают резко завышенные результаты.

4. Вариант создания Творцом «старой» Земли, у которой попросту с самого момента ее рождения (т.е. буквально с нулевой точки отсчета ее жизни) фиксируется ее древний исходный возраст – в те самые миллиарды лет, что сейчас выдает наука. Дальнейшей историей (уже действительной) та первичная цифра наращивается, но вот исходной истории просто не существовало – есть только ее видимость, созданная Творцом.[1]

Эти варианты логически равноправны – среди них нет какого-то единственно правильного, так же как нет и неверных построений, т.е., изначально ложных. В самом деле, в каждом варианте есть свое предположение, никак не доказуемое, но и не опровергаемое ни логикой, ни Торой. В первом из них - это идея о предшествующих мирах, во втором - представление, что Дни Творения соответствовали огромным промежуткам времени, в третьем - мысль, что в период Сотворения скорости всех процессов (физических, химических, механических и проч.) многократнейше превышали скорости таких же процессов в наше время, в четвертом - представление о Сотворении уже изначально старой Земли, И раз любой из этих домыслов не может быть ни опровергнут, ни логически доказан, то и вес у них у всех совершенно одинаков. Любой из них имеет право на своих приверженцев, и выбор из них сугубо индивидуален. Он зависит только от личных предпочтений каждого верующего человека, от его менталитета. И все это должно распространяться на любые другие варианты согласования, которые могут быть изобретены в дальнейшем, если они будут отвечать таким же условиям: а) недоказуемость, и б) неопровергаемость.

Вместе с тем внутри этого комплекса вариантов, сходных по параметру логики их построения, можно провести некую разграничительную линию. Первые три из них не имеют связи с окружающим нас миром – они вне его, они об очень далеком прошлом. А вот последний вариант, хоть тоже о прошлом, но, все же, с прямым выходом на современность. Эта связь его с нынешним миром в том, что впечатанная в Землю ее не существовавшая (по данному варианту) история прочитывается и ныне, так же, к примеру, как прочитывается история дерева по его годовым кольцам. Вот с этим тут и будем разбираться

Предпосылки появления идеи старой Земли

В первой половине XIX века учеными Европы буквально за пару десятилетий была выстроена стратиграфическая шкала, ступенчато отразившая развитие жизни на Земле в виде последовательной смены фауны, начиная от нижних слоев осадочных пород по направлению к более верхним слоям. Эта шкала состоит из залегающих друг на друге осадочных комплексов (систем), каждый из которых характеризуется своими наборами ископаемой фауны – очень разнообразными наборами, громадными по числу представленных видов. Их полная демонстрация здесь невозможна и просто бессмысленна, ну а для общего представления приводится таблица с показом в ней определенных «парадных фигур» этих комплексов.

Стратиграфическая шкала с указанием характерных представителей живого мира в ее соответствующих подразделениях. Она здесь обобщена и упрощена, но в целом соответствует действительной ситуации строения и истории земной коры. Живой мир по системам показан или там, где впервые появился, или по месту его наибольшего расцвета. Взята сюда из статьи Тора и геология о становлении жизни (в той статье это таблица 1), и там несколько более подробно освещен ряд вопросов, с ней связанных.
Группа (Эра) Система (Период) Символ Животный мир
Кайнозой Четвертичный (антропоген) Q Человек
Третичный Неоген Ng Высшие млекопитающие (типа современных)
Палеоген Pg Первые крупные млекопитающие (низший тип)
Мезозой Мел K Птицы, змеи
Юра J Динозавры
Триас T Пресмыкающиеся (рептилии)
Палеозой Пермь P Земноводные (амфибии)
Карбон C Рыбы современного типа.
Девон D Панцирные рыбы
Силур S Граптолиты
Ордовик O Трилобиты
Кембрий Є Археоциаты


По исходному подходу стратиграфическая шкала отражает вертикальную структуру земной коры, что однозначно подтверждено (еще точней сказать – доказано) большой армией геологов на всех материках. Этот подход можно назвать статическим аспектом стратиграфической шкалы. Ну и далее, эта же шкала является отражением исторического процесса становления земной коры. Историческая последовательность выводится из статического аспекта приложением к нему принципа Стенона: вышележащий слой осадочной породы моложе, чем слой, его подстилающий. Отсюда историческая последовательность указанных подразделений в данной шкале идет снизу вверх - от наиболее тут древнего кембрия, к самому молодому - антропогену.

В той же статье Тора и геология….. показано, что уже на заре своего становления, наука геология прямо подтвердила порядок образования живого мира по Торе. Это в общих чертах просматривается и по приведенной здесь таблице, ну а еще более убедительные данные, однозначно доказывающие отличное совпадение стратиграфических построений с данными Торы, сведены там же в таблице 2.

Итак, в серьезных и глубоких стратиграфических исследованиях не обнаруживается никакого конфликта со Священным Писанием. Но свято место пусто не бывает – нет конфликта, так надо его создать, т.е. придумать и объявить действительным. И тогда в ход пошло представление о том, что для последовательной смены массы новых организмов, выявленных палеонтологами, требуются очень большие промежутки времени, а не несколько дней, оговоренных в Священном Писании.

Вот так, уже на этом начальном этапе (еще додарвинском) стратиграфы и палеонтологи, настроились на признание значительной длительности истории Земли – в несколько десятков тысяч лет, а то и более чем в сотню тысяч. [2] Базировались они при этом на множественности сменяющихся форм организмов, что требовало, по их мнению, значительных отрезков времени, не сводящихся к отдельным Дням Творения.

Надо подчеркнуть еще, что собственно геологические исследования дают только относительное расположение тех или иных этапов по шкале времени – что было раньше, а что позже, и все. Характеристик длительности чего-либо из стратиграфии не выудить. Так что мнение о десятки- или сотни-тысячелетней протяженности геологического времени было только мнением, и не больше - мнением, базирующимся лишь на каких-то житейских взглядах самих ученых, но не на данных науки. Тем не менее, оно выглядело достаточно убедительным и для окружающего (негеологического) общества. Точно также как для современного общества кажутся убедительными миллиардо-летние возраста по интерпретации радиоизотопных анализов горных пород. Но об этом тут есть специальная статья (см. Возраст Земли), а здесь рассматривается другой вопрос, и по нему идем дальше.

Появление гипотезы сотворения старой Земли

Понятно, что эти выкладки об очень длительной истории вызвали в головах религиозных людей определенную раздвоенность: с одной стороны - 6 Дней Творения по Писанию, а с другой - все эти научные построения, представлявшиеся неоспоримыми. Это требовало своего разрешения, вот тогда и появляется идея сотворения Земли с уже как бы впечатанной в нее историей становления, которую она – Земля – в самом-то деле и не проходила. То есть, проще говоря, идея уже исходно старой Земли, в которую одноразово были заложены ископаемые остатки всех возрастов – именно одним Б-жественным приемом, без какой-либо поступательной истории.

Впервые ее выдвинул английский натуралист-зоолог середины 19 века Филипп Госс (или Гессе – в другой транскрипции), более известный, кстати, как изобретатель аквариума. Надо сказать, что уже тогда эта идея встретила определенное неприятие у религиозных европейцев. Есть свидетельство, что близкий друг ее автора высказал ему резкое несогласие: не мог Господь начертать на скалах «плоский и грандиозный обман». Но со временем такие возражения были как-то похоронены.

Ну и спустя время эта идея благополучно перекочевала из европейско-христианского мира в иудейский – приходилось слышать о ней из уст уважаемых раввинов, и вот уже в рамках ортодоксального иудаизма вышел двухтомный труд рава Ашера Кушнира «Реальность и иллюзия»[3], опирающийся на это представление. Да и в интернете она обсуждается, даже не только в религиозных, но и в серьезных научных кругах (см., например, Аргумент Госсе  Д. Шабанова)

Теперь разберемся в обоснованиях этой гипотезы о старой Земле

Обычно эта идея опирается на ситуацию с Адамом, который был создан сразу же взрослым, с бородой и т.д. Логика тут проста: если это можно было сотворить с человеком, то чем Земля хуже? Точно так же и она могла быть создана сразу же в весьма почтенном возрасте.

Но такая аналогия приемлема только на первый, невзыскательный взгляд, а на деле она не работает - в отличие от земной коры в теле человека не фиксируются его прошлые состояния. Возрастные изменения, конечно же, происходят - развитие человеческого организма во времени есть неоспоримый факт. Однако, оно не консервируется в материальных носителях – во взрослом человеке не сохраняется ничего от трех- или десятилетнего его возраста.

Да, есть организмы, в которых года отпечатывают свои следы, например, моллюски (в ребристом нарастании их раковин) или те же деревья с их годовыми кольцами, но в человеке таких закрепленных следов не остается.[4] А в земной коре сходные следы фиксируются четко и определенно, что и показано выше. Конечно, их выявление - это не такая уж простая задача, это не спил древесного ствола, где кольца увидит любой. Тем не менее, эта задача решаема. При приложении труда и головы она доступна осмыслению, что и доказано развитием геологии за последние два века. Итак, пример Адама с Хавой для Земли не подходит уже хотя бы по этой причине, но и не только по ней.

Далее, почему Б-г создал Адама взрослым, а не грудным младенцем - это понятно. Простой, и при этом не единственно возможный, ответ таков: не существовало еще груди для его вскармливания, ну и равным образом так же для Хавы. А вот относительно идеи старой Земли на сходный, и очень естественный, вопрос такого простого ответа не просматривается. В самом деле, для чего нужно было Вс-вышнему создавать в земной коре этакую шараду - так глубоко продвинутую и повсеместно распространенную? Рав Кушнир отвечает: что бы запутать будущих исследователей, посмеяться над ними, как насмехался Он в свое время над Мицраимом (Египтом), укрепляя сердце Паро (фараона), заставляя его забыть, откинуть память о прошедшей казни, что бы напроситься на последующую казнь для себя и своего народа (про все это читаем у него в т.2, на стр.196-197).

Однако, сравнение геологов с фараоном – это не слишком удачная находка. Ну, хотя бы потому, что там имелась очевидная цель для таких действий, а какова цель здесь? Если действительно, по Кушниру, геология есть глупость, объект Б-жественных издевательств, то с чего бы тогда геологи умудряются находить месторождения разных руд, нефти, других полезных ископаемых, спрятанных в глубоких недрах? А без таких геологических изысканий нынешний цивилизованный мир просто бы не существовал – не было б никаких шансов на него. Скажем, даже такой привычный нам электрический свет невозможен без меди в обмотках генераторов и в проводах, а медных месторождений, выходящих на поверхность земли и потому известных человеку задолго до появления геологов (типа копей царя Шломо недалеко от Эйлата), таких вот выходов совсем немного, да и запасами они невелики. Их никак не хватит для мирового освещения. Геологи находят все новые и новые месторождения в глубинах земли (и меди, и нефти и пр. и пр.), потому что знают, где их стоит искать, где копать и бурить скважины. А знают это, потому что разбираются в истории земной коры, изученной благодаря последовательности ископаемых организмов и зафиксированной ими же на геологических картах.

В двухтомнике рава Кушнира еще много других анти-геологических подач, например, сентенция о том, что динозавры жили в одно время с людьми, но только в других местах, потому, мол, и не встречались с ними. Или что все ископаемые окаменелости (со всех периодов!?) образовались одновременно в результате их выварки в водах Потопа, представлявших собой, ни много, ни мало, как кипящий рассол (все это в т.2, на стр. 141, в т.ч. про динозавров – на той же странице в сноске 254).[5]  

На этом геологические перлы данной книги не исчерпываются, но разбирать их все не имеет смысла. И указанного достаточно, что бы понять противоречие данной позиции реально доказуемым научным фактам. Например, тому факту, засвидетельствованному многократнейше, что слои с останками динозавров никогда и нигде не содержат не только останков древних людей (это-то у Кушнира объяснено разными территориями их обитания), но также они не содержат и ископаемые организмы флоры и фауны, которые повсеместно сопровождают человеческие останки в соответствующих слоях. Таковой факт доказан однозначно, т.е. на 100% уверенности – виды, рода, семейства ископаемых организмов, по которым выделяются отделы с динозаврами (мезозойская эра) резко отличны от таковых же, определяющих антропоген, названный так, потому что именно в нем появился человек. И вот эту ситуацию уже никак не объяснить растаскиванием по разным местам всего того множества разных типов ископаемых организмов. Просто не могли они физически взять и двумя громаднейшими группами вполне согласованно разбежаться по разным местам. Ну и наконец, на всех материках фиксируется ясное разделение антропогена (с человеческими останками) и мезозоя (с останками динозавров) – их разделяют слои, содержащие останки животных, отличных как от мезозойских останков, так и от антропогеновых. Эти разделяющие отделы четко видны в таблице - палеоген и неоген. Сие тоже невозможно объяснить никакими территориальными разделениями-разбеганиями.

Все вышеизложенное однозначно свидетельствует - стратиграфические построения в геологии есть действительно существующая, ясно доказуемая реальность. Отрицание этой реальности имеет такую же степень правомерности, как и отрицание, к примеру, закона Ампера. И то, и другое требует перебазирования в пещеры или, по крайней мере, откат на пару веков назад со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, идея создания «старой» Земли вступает в открытый конфликт с геологической наукой, и тем самым она нацелена лишить человечество важнейшего инструментария при поисках месторождений. Посему она не может рассматриваться как действенный противовес атеистической идеологии.

Заключение

Итак, идея старой Земли, абсолютно несогласованна с действительной практикой сегодняшнего мира. Остальные три не вступают в такое противоречие и посему могут использоваться как некие модели теми, кто верит в ту или иную из них. При этом, можно повторить, что для снятия противоречий Торы и науки в возрастной сфере есть вариант и вне таких вот подпорок под Тору, а исходя непосредственно из основ научного мышления – прямым их анализом. Это и вскрыто в полном объеме в статье Возраст Земли. Если развернутый там подход сжать в одно предложение, то он прозвучит так: Лета, которыми оперирует геохронология (а также космология и в некоторой степени археология) суть не года обращения Земли вокруг Солнца, а только некие условные единицы абстрактного времени, могущие принимать совершенно различные значения в разных моделях истории Земли и Космоса.

Ну а верящим в версию «Старая Земля» стоит все же подумать и понять, что, пользуясь благами нынешней цивилизации, они именно этим ее (версию) и отвергают. Отвергают прямыми своими действиями – просто в силу пользования электричеством, разнообразным транспортом и прочими современными удобствами. Ибо никакой научно-технический прогресс не был бы возможен, если б геологи не умели находить месторождения полезных ископаемых. А умение это основывается на знании структуры и истории земной коры – действительной истории, запечатленной в недрах. Характерные окаменелости в стратиграфических подразделениях – это действительные следы настоящей истории, а никак не шарада, накрученная неизвестно с какими целями. Еще раз: если б это была Б-жественная шарада, загадка человечеству, бессистемное нагромождение каких-то окаменелых нонсенсов, повторяющих формы костей или раковин, то человек не смог бы изыскать никакие глубинные месторождения, и развитие человеческого общества застыло бы в лучшем случае на стадии свечей, печей и лошадей.

Ну и наконец, истинная наука, базирующаяся не на произвольных человеческих домыслах, а на реальных природных фактах, никак не опровергает Тору. Наоборот, она раскручивает и множит подтверждения положениям Торы. Это напрямую показано на тех же стратиграфических данных в упоминаемой уже выше статье Тора и геология … .

А вот вбивают клин между Торой и наукой именно произвольные домыслы с любой стороны, хоть атеистической, хоть религиозной. К таковым, например, относится идейка о несовместимости друг с другом мира духовного и мира материального, которую, бывает, озвучивают нападающие каждой из сторон, хоть и с противоположными прицелами. В реальности же оба эти мира – не антагонисты, и бессмысленно выставлять их враждующими системами. Только их полноценное объединение, только обоюдная опора на них позволит продвигаться вперед в этом, пока что очень конфликтном, мире. Так же как у человека левая и правая нога не могут быть антагонистами - ни на одной из них он далеко не ускачет, необходимо равноправное использование обеих.


[1] Кроме этих четырех имеются и еще кое-какие, менее распространенные варианты, например, полное отрицание научных выкладок на эту тему по типу того, что для Б-га вообще не существует никакого времени, для Него и реальные наши тысячелетия, и вычисляемые наукой миллиардолетия – все это меньше мгновения. Так чего ж тогда обращать внимание на какие-то ихние (т.е. научные) разночтения с Торой? Или еще проще: «а я не верю в радиометрические данные» – мнение, подкрепленное многочисленными примерами замеченных нонсенсов в определениях абсолютного возраста разных образований (такие примеры активно коллекционируют сторонники креационизма, здесь пока не разбираемые). Конечно, такие мнения отдают неким религиозным экстремизмом – этакое презрение к научным наработкам. Но они, между прочим, ничуть не хуже сходного же, хоть и противоположно ориентированного, научно-атеистического нигилизма – презрительного отношения к «библейским сказочкам».

[2] Это был этап науки еще до выявления радиоактивных элементов вообще, ну и, тем более, задолго до применения радиоизотопных методов в геологии, поднявших возраста уже до миллионов и миллиардов лет.

[3] Ашер Кушнир «Реальность и иллюзия», ч.2., А.Х.И, 2018

[4] У апологетов старой Земли можно прочитать, в качестве подтверждения той идеи, что если б какая-то комиссия обследовала Адама сразу же после его создания, то она (комиссия) наверняка определила бы его возраст в районе 20-30-лет. Так вот нет - таковое определение не могло состояться просто принципиально. Да, мы умеем на глазок определять возраст человека (с какой-то там точностью), но только потому, что с детства имеем образцы – мы уже знаем (узнаем по ходу нашего взросления), как выглядят люди разного возраста. С такими образцами в нашем сознании и сравниваем конкретного индивида для прикидки его возраста. А любая комиссия, ранее людей не встречавшая (скажем, инопланетная) останется просто бессильной в данном вопросе – у нее не будет никакого инструментария для определения возраста новорожденного Адама. Ей просто не с кем будет сравнивать – на Земле образцов для сравнения тогда еще не появилось. Вот и вся недолга.

[5] К слову говоря, надо отметить, что в целом двухтомник рава Ашера Кушнира производит хорошее впечатление постановкой проблемы, охватом разных вопросов и аспектов, компоновкой изложения, громаднейшим объемом проработанной литературы. Однако, увлеченность автора идеей развенчать атеистическую идеологию путем противопоставления как бы реальной духовности как бы иллюзорному материализму привела его к абсолютно неприемлемой подтасовке геологических фактов, что, соответственно, может вызвать и некоторую настороженность к адекватности его обильных выкладок по другим научным сферам – биологии, генетике, космологии и пр.