ПАРНАХ Валентин Яковлевич: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) м (Admin переименовал страницу ПАРНАХ в ПАРНАХ Валентин Яковлевич: уточнение имени и отчества) |
Admin (обсуждение | вклад) (добавлена категория, правка текста, ссылок) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
ПАРНАХ (наст. фам. Парнох) Валентин Яковлевич (1891, [[Таганрог]] Области Войска Донского – 1951, [[Москва]]), поэт, переводчик, эссеист, хореограф. Брат С.Я.[[Парнок]] и Е.Я.[[ | ПАРНАХ (наст. фам. Парнох) Валентин Яковлевич (1891, [[ТАГАНРОГ|''Таганрог'']] Области Войска Донского – 1951, [[МОСКВА|''Москва'']]), поэт, переводчик, эссеист, хореограф. Брат ''С.Я.[[ПАРНОК София Яковлевна|Парнок]] и Е.Я.[[ТАРАХОВСКАЯ Елизавета Яковлевна|Тараховской]]''. Родился в семье провизора. Учился на филол. ф-те Петерб. ун-та. | ||
В ранних стих. ощутимо влияние акмеистов. В 1913–14 совершил путешествия по Италии и Бл. Востоку, впечатления от к-рых нашли отражение в сб. стихов «Самум» (1919). | |||
В 1914–22 жил во Франции, Великобритании, Италии. | |||
По приглашению С.М.Эйзенштейна преподавал (1923) хореографию в драм, студии Первого раб. т-ра Пролеткульта (Москва), исполнял и ставил эксцентрич. танцы. Созданный П. в 1923 первый в СССР джазовый орк. участвовал в 1924–25 в постановках В.Э.Мейерхольда. | |||
В 1925–31 жил во Франции. В Париже входил в лит. гр. «Палата поэтов», печатал ст., пер. и эссе в периодич. изд. франц. авангарда. Выпустил в Париже сб. стих., отразивших увлечение футуризмом и сюрреализмом: «Набережная» (1920, на рус. и франц. яз.), «Карабкается акробат» (1922, с портретом П., выполненным П.Пикассо). | |||
В 1925 напечатана в Москве кн. стихов «Вступление к танцам». В 1926 в амер.-еврейском ежекварт. «Менора джорнал» (№ 3) была опубл. ст. «В русском литературном мире» (о роли евреев в новейшей рус. лит-ре), в к-рой П. приводит биографии и анализирует творчество ''М.О.[[ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович|Гершензона]], Б.Л.[[ПАСТЕРНАК Борис Леонидович|Пастернака]], О.Э.[[МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич|Манделъштама]], П.Г,[[АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич|Антокольского]] и Б.М.[[ЛАПИН Борис Матвеевич|Лапина]]''. | |||
Писал ст. и очерки по истории танца, в 1932 выпустил в Париже кн. «История танца», в 1934 в Москве вышла кн. П. «Испанские и португальские поэты – жертвы инквизиции», в к-рую вошли в т. ч. пер. поэтов-евреев. Поел, крупной публ. П. был пер. А.Д’Обинье «Трагические поэмы и сонеты. Мемуары» (М., 1949). В неопубл. восп. «Пансион Мобер» содержатся материалы, связанные с еврейской тематикой. П. – прототип Парнока, героя пов. Мандельштама «Египетская марка» (1928). [[Категория:Персоналии]] | |||
[[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] |
Текущая версия на 10:02, 25 августа 2022
ПАРНАХ (наст. фам. Парнох) Валентин Яковлевич (1891, Таганрог Области Войска Донского – 1951, Москва), поэт, переводчик, эссеист, хореограф. Брат С.Я.Парнок и Е.Я.Тараховской. Родился в семье провизора. Учился на филол. ф-те Петерб. ун-та.
В ранних стих. ощутимо влияние акмеистов. В 1913–14 совершил путешествия по Италии и Бл. Востоку, впечатления от к-рых нашли отражение в сб. стихов «Самум» (1919).
В 1914–22 жил во Франции, Великобритании, Италии.
По приглашению С.М.Эйзенштейна преподавал (1923) хореографию в драм, студии Первого раб. т-ра Пролеткульта (Москва), исполнял и ставил эксцентрич. танцы. Созданный П. в 1923 первый в СССР джазовый орк. участвовал в 1924–25 в постановках В.Э.Мейерхольда.
В 1925–31 жил во Франции. В Париже входил в лит. гр. «Палата поэтов», печатал ст., пер. и эссе в периодич. изд. франц. авангарда. Выпустил в Париже сб. стих., отразивших увлечение футуризмом и сюрреализмом: «Набережная» (1920, на рус. и франц. яз.), «Карабкается акробат» (1922, с портретом П., выполненным П.Пикассо).
В 1925 напечатана в Москве кн. стихов «Вступление к танцам». В 1926 в амер.-еврейском ежекварт. «Менора джорнал» (№ 3) была опубл. ст. «В русском литературном мире» (о роли евреев в новейшей рус. лит-ре), в к-рой П. приводит биографии и анализирует творчество М.О.Гершензона, Б.Л.Пастернака, О.Э.Манделъштама, П.Г,Антокольского и Б.М.Лапина.
Писал ст. и очерки по истории танца, в 1932 выпустил в Париже кн. «История танца», в 1934 в Москве вышла кн. П. «Испанские и португальские поэты – жертвы инквизиции», в к-рую вошли в т. ч. пер. поэтов-евреев. Поел, крупной публ. П. был пер. А.Д’Обинье «Трагические поэмы и сонеты. Мемуары» (М., 1949). В неопубл. восп. «Пансион Мобер» содержатся материалы, связанные с еврейской тематикой. П. – прототип Парнока, героя пов. Мандельштама «Египетская марка» (1928).