АМУЛЕТЫ: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Создана страница)
 
(правка текста, ссылок)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
АМУЛЕТЫ
АМУЛЕТЫ


У раввинских авторитетов Восточной Европы сложилось неоднозначное отношение к амулетам или, как называли их евреи местечек – «камеям». К амулетам благожелательно относилось не только большинство хасидских лидеров, но и Элиягу из Вильны. Амулеты используются как печатные, так и рукописные.
У раввинских авторитетов Восточной Европы сложилось неоднозначное отношение к амулетам или, как называли их евреи местечек – «камеям». К амулетам благожелательно относилось не только большинство хасидских лидеров, но и [[ЭЛИЯГУ из Вильны|Элиягу из Вильны]]. Амулеты используются как печатные, так и рукописные.


У писавших амулеты была репутация «Баал-шемов» («Хозяев имени») и «гуте (гите) иден» («хороших евреев»).
У писавших амулеты была репутация «Баал-шемов» («Хозяев имени») и «гуте (гите) иден» («хороших евреев»).
Строка 9: Строка 9:
Своеобразными амулетами являются «мизрахи» – орнаментально оформленные листы с напечатанными на них цитатами из религиозных текстов.
Своеобразными амулетами являются «мизрахи» – орнаментально оформленные листы с напечатанными на них цитатами из религиозных текстов.


У некоторых хасидов принято использовать в качестве амулета монеты (как вариант – бумажные купюры), полученные от цадика. Есть хасиды, зашивающие монеты в «талит катан».
У некоторых хасидов принято использовать в качестве амулета монеты (как вариант – бумажные купюры), полученные от цадика. Есть хасиды, зашивающие такие монеты в «талит катан».


Имелись также серебряные и золотые амулеты с выгравированным – שדי  –  одним из имен Б-га.
Имелись также серебряные и золотые амулеты с выгравированным – שדי  –  одним из имен Б-га.
Строка 17: Строка 17:
Кабалистическим амулетом можно считать и красную шерстяную нить, носимую на руке.
Кабалистическим амулетом можно считать и красную шерстяную нить, носимую на руке.


У евреев Кавказа имелись специальные амулеты для лечения лихорадки и защиты роженицы и новорожденного. Также они использовали и такой амулет как «кула» – треугольный мешочек из тафты с пряностями. Кулу нашивали на левое плечо одежды взрослого мужчины, а мальчики носили на правом плече медную или серебряную табличку с кабалистическим текстом.
У евреев Кавказа имелись специальные амулеты для лечения лихорадки и защиты роженицы и новорожденного. Также они использовали и такой амулет как треугольный мешочек из тафты с пряностями. Его нашивали на левое плечо одежды взрослого мужчины. Мальчики носили на правом плече медную или серебряную табличку с кабалистическим текстом.  
 
Амулеты в виде металлических, в т. ч. золотых пластинок с выгравированным текстом были приняты у евреев Грузии. Так же, у евреев Грузии всю жизнь хранили крайнюю плоть младенца, отсеченную во время обрезания. Там же, в Грузии, амулет - ожерелье в виде частей рыбы присутствовал в наряде невесты.
 
У евреев Ср. Азии и Грузии амулетом от сглаза является чеснок. 


В ряде общин амулеты используются и сегодня.    
В ряде общин амулеты используются и сегодня.    


[[Категория:Предметная]]
[[Категория:Предметная]]

Текущая версия на 17:03, 4 августа 2022

АМУЛЕТЫ

У раввинских авторитетов Восточной Европы сложилось неоднозначное отношение к амулетам или, как называли их евреи местечек – «камеям». К амулетам благожелательно относилось не только большинство хасидских лидеров, но и Элиягу из Вильны. Амулеты используются как печатные, так и рукописные.

У писавших амулеты была репутация «Баал-шемов» («Хозяев имени») и «гуте (гите) иден» («хороших евреев»).

Печатный или рукописный амулет вешали на шею роженице. Использовались пергаментные ленты с кабалистическими текстами. Печатные и рукописные амулеты использовались «от сглаза» и болезней. Женщины использовали амулеты во время беременности для предотвращения выкидыша.

Своеобразными амулетами являются «мизрахи» – орнаментально оформленные листы с напечатанными на них цитатами из религиозных текстов.

У некоторых хасидов принято использовать в качестве амулета монеты (как вариант – бумажные купюры), полученные от цадика. Есть хасиды, зашивающие такие монеты в «талит катан».

Имелись также серебряные и золотые амулеты с выгравированным – שדי  –  одним из имен Б-га.

Своеобразным амулетом последних лет является фраза – «На Нах Нахма Нахман Меуман». Фраза эта, ставшая мантрой для медитативных практик брацлавских хасидов, вышивается или вывязывается на ермолках (кипах).

Кабалистическим амулетом можно считать и красную шерстяную нить, носимую на руке.

У евреев Кавказа имелись специальные амулеты для лечения лихорадки и защиты роженицы и новорожденного. Также они использовали и такой амулет как треугольный мешочек из тафты с пряностями. Его нашивали на левое плечо одежды взрослого мужчины. Мальчики носили на правом плече медную или серебряную табличку с кабалистическим текстом.

Амулеты в виде металлических, в т. ч. золотых пластинок с выгравированным текстом были приняты у евреев Грузии. Так же, у евреев Грузии всю жизнь хранили крайнюю плоть младенца, отсеченную во время обрезания. Там же, в Грузии, амулет - ожерелье в виде частей рыбы присутствовал в наряде невесты.

У евреев Ср. Азии и Грузии амулетом от сглаза является чеснок.

В ряде общин амулеты используются и сегодня.