МЦХЕТА: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
||
Строка 5: | Строка 5: | ||
По одной из версий, евреи селились в М. со времен завоевания Иерусалима царем Навуходоносором (586 до н. э.). Вторая волна еврейских переселенцев прибыла в М. в 169 до н. э., третья – после взятия Иерусалима римлянами (70 н. э.). | По одной из версий, евреи селились в М. со времен завоевания Иерусалима царем Навуходоносором (586 до н. э.). Вторая волна еврейских переселенцев прибыла в М. в 169 до н. э., третья – после взятия Иерусалима римлянами (70 н. э.). | ||
Один из р-нов М. издревле наз. Еврейским участком; там же располагались синагоги; одна из них стояла на берегу Куры отдельно от др. строений; уже в 4 в. она использовалась как хранилище для обветшавших свитков Торы. В 1872 в ходе археологич. раскопок была обнаружена могильная плита с еврейской надписью, датируемая 4–5 вв. н. э. В 1938 обнаружена плита с греч. и еврейской надписями (датируемая 2–3 или 4–5 вв. н. э.). В 30-х гг. 4 в. правительница Нино получила поддержку в своей просветительской деятельности со стороны духовного наставника [[АБИАТАР|Абиатара]] и его дочери Сидонии и их последователей. | Один из р-нов М. издревле наз. Еврейским участком; там же располагались синагоги; одна из них стояла на берегу Куры отдельно от др. строений; уже в 4 в. она использовалась как хранилище для обветшавших свитков Торы. В 1872 в ходе археологич. раскопок была обнаружена могильная плита с еврейской надписью, датируемая 4–5 вв. н. э. | ||
В 1938 обнаружена плита с греч. и еврейской надписями (датируемая 2–3 или 4–5 вв. н. э.). В 30-х гг. 4 в. правительница Нино получила поддержку в своей просветительской деятельности со стороны духовного наставника [[АБИАТАР|Абиатара]] и его дочери Сидонии и их последователей. | |||
После переноса столицы Картлийского царства из М. в [[ТБИЛИСИ|Тбилиси]] (6 в.) начался исход евреев из города. В грамоте царя Баграта (1457) упомянуты принявшая христианство семья Элизовых и еврейская семья Мамиствала. В 16–17 вв. евреев в М. не было. Единичные евреи стали селиться в М. с нач. 20 в. Д.М.Хананашвили | После переноса столицы Картлийского царства из М. в [[ТБИЛИСИ|Тбилиси]] (6 в.) начался исход евреев из города. В грамоте царя Баграта (1457) упомянуты принявшая христианство семья Элизовых и еврейская семья Мамиствала. В 16–17 вв. евреев в М. не было. Единичные евреи стали селиться в М. с нач. 20 в. Д.М.Хананашвили |
Текущая версия на 10:33, 27 января 2022
МЦХЕТА, город, районный центр (Грузия). Осн. во 2-й пол. 1 тыс. до н. э. В 4 в. до н. э. – 4 в. н. э. – столица Картлийского (Иберийского) царства, в 4–5 вв. – резиденция архиепископа, в 5–11 вв. – католикоса, в 11–19 вв. – католикоса-патриарха Грузии. В 19 – нач. 20 в. – селение Мцхет Душетского у. Тифлисской губ. В 1918–21 – в составе Грузинской Демократической Республики, в 1921–91 – ГССР.
В 1926 в М. проживало 18 евреев, в 1959 – 7, в 1970 – 19 евреев.
По одной из версий, евреи селились в М. со времен завоевания Иерусалима царем Навуходоносором (586 до н. э.). Вторая волна еврейских переселенцев прибыла в М. в 169 до н. э., третья – после взятия Иерусалима римлянами (70 н. э.).
Один из р-нов М. издревле наз. Еврейским участком; там же располагались синагоги; одна из них стояла на берегу Куры отдельно от др. строений; уже в 4 в. она использовалась как хранилище для обветшавших свитков Торы. В 1872 в ходе археологич. раскопок была обнаружена могильная плита с еврейской надписью, датируемая 4–5 вв. н. э.
В 1938 обнаружена плита с греч. и еврейской надписями (датируемая 2–3 или 4–5 вв. н. э.). В 30-х гг. 4 в. правительница Нино получила поддержку в своей просветительской деятельности со стороны духовного наставника Абиатара и его дочери Сидонии и их последователей.
После переноса столицы Картлийского царства из М. в Тбилиси (6 в.) начался исход евреев из города. В грамоте царя Баграта (1457) упомянуты принявшая христианство семья Элизовых и еврейская семья Мамиствала. В 16–17 вв. евреев в М. не было. Единичные евреи стали селиться в М. с нач. 20 в. Д.М.Хананашвили