БЕН-ИЕГУДА Элиэзер: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(правка текста, ссылок)
 
(правка текста, ссылок)
 
Строка 1: Строка 1:
БЕН-ИЕГУДА (наст. фам. Перельман) Элиэзер (1858, [https://jewsencyclopedia.com/index.php/%D0%9B%D1%83%D0%B6%D0%BA%D0%B8 Лужки] Виленской губ. – 1922, Иерусалим), филолог, педагог, журналист, обществ. деятель. Пионер возрождения иврита в кач-ве разг. яз. Р. в семье любавичского хасида, к-рый умер, когда Б.-И. было 5 лет. В 13-летнем возрасте был отправлен в иешиву в [https://jewsencyclopedia.com/index.php/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA Полоцк]. Гл. иешивы, тайный сторонник светского образования, познакомил его с произв. светской лит-ры на древнеевр. яз. Выучив рус. яз., Б.-И. поступил в реальную г-зию в [https://jewsencyclopedia.com/index.php/%D0%94%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3 Динабурге], к-рую окончил в 1877.  
БЕН-ИЕГУДА (наст. фам. Перельман) Элиэзер (1858, [[ЛУЖКИ|Лужки]] Виленской губ. – 1922, Иерусалим), филолог, педагог, журналист, обществ. деятель. Пионер возрождения иврита в кач-ве разг. яз. Р. в семье любавичского хасида, к-рый умер, когда Б.-И. было 5 лет. В 13-летнем возрасте был отправлен в иешиву в [[ПОЛОЦК|Полоцк]]. Гл. иешивы, тайный сторонник светского образования, познакомил его с произв. светской лит-ры на древнеевр. яз. Выучив рус. яз., Б.-И. поступил в реальную г-зию в [[ДИНАБУРГ|Динабурге]], к-рую окончил в 1877.  


Борьба балканских народов за освобождение от Турции и связанная с этим рус.-тур. война 1877—78 зародили в Б.-И. идею возможности возрождения евр. народа на его ист. родине. Он решил поселиться в Э.-И. и в 1878 отправился в Париж изучать медицину, чтобы приобрести профессию, к-рая дала бы ему возможность зарабатывать на жизнь в стране предков. Учась в Париже, Б.-И. опубл. в 1879 в газ. П.[https://jewsencyclopedia.com/index.php/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD Смоленскина] «Га-шахар» ст. «Жгучий вопрос», в к-рой впервые сформулировал идею созд. в Э.-И. духовного центра для всего евр. народа. Важнейшим элементом возрождения евр. народа Б.-И. считал возрождение иврита в качестве яз. повседневного общения. Ст. была подписана пс. Бен-Иехуда. Заболев в том же году туберкулезом, Б.-И. принял решение ускорить свой переезд в Э.-И. и с этой целью оставил изучение медицины, поступив в учит. семинарию Альянса.  
Борьба балканских народов за освобождение от Турции и связанная с этим рус.-тур. война 1877—78 зародили в Б.-И. идею возможности возрождения евр. народа на его ист. родине. Он решил поселиться в Э.-И. и в 1878 отправился в Париж изучать медицину, чтобы приобрести профессию, к-рая дала бы ему возможность зарабатывать на жизнь в стране предков. Учась в Париже, Б.-И. опубл. в 1879 в газ. П.[[СМОЛЕНСКИН Перец|Смоленскина]] «Га-шахар» ст. «Жгучий вопрос», в к-рой впервые сформулировал идею созд. в Э.-И. духовного центра для всего евр. народа. Важнейшим элементом возрождения евр. народа Б.-И. считал возрождение иврита в качестве яз. повседневного общения. Ст. была подписана пс. Бен-Иехуда. Заболев в том же году туберкулезом, Б.-И. принял решение ускорить свой переезд в Э.-И. и с этой целью оставил изучение медицины, поступив в учит. семинарию Альянса.  


С 1881 в Э.-И. По приезде сменил свою первонач. фам. на Б.-И. Семья Б.-И. была первым евр. домом в Э.-И., где говорили на иврите, а его ст. сын Бен-Цион (позднее изв. как Итамар Бен-Ави) – первым носителем иврита как родного яз. спустя более тыс. лет после прекращения разг. функции этого языка. В качестве произносительной нормы иврита как разг. яз. Б.-И. принял произношение евреев-сефардов, т.к. ашкеназское произношение ассоциировалось у Б.-И. с существованием евреев в галуте, и поэтому оно не было для него приемлемо в качестве произносит. нормы иврита как родного яз. евр. народа, возрождающегося на своей родине.  
С 1881 в Э.-И. По приезде сменил свою первонач. фам. на Б.-И. Семья Б.-И. была первым евр. домом в Э.-И., где говорили на иврите, а его ст. сын Бен-Цион (позднее изв. как Итамар Бен-Ави) – первым носителем иврита как родного яз. спустя более тыс. лет после прекращения разг. функции этого языка. В качестве произносительной нормы иврита как разг. яз. Б.-И. принял произношение евреев-сефардов, т.к. ашкеназское произношение ассоциировалось у Б.-И. с существованием евреев в галуте, и поэтому оно не было для него приемлемо в качестве произносит. нормы иврита как родного яз. евр. народа, возрождающегося на своей родине.  
Строка 7: Строка 7:
В 1882—85 Б.-И. преподавал в иерусалимской школе Альянса, добившись, что иврит был признан в ней единств. яз. преподавания всех евр. предметов. В кон. 1884 Б.-И. основал еженед. «Га-цви», преобразованный в 1908 в ежедн. газ., к-рая с 1910 называлась «Га-ор» и просуществовала до 1915. «Га-цви» был первым периодич. изд. на иврите, отвечавшим европ. нормам. Большое внимание Б.-И. уделял обогащению яз., создав огромное кол-во неологизмов, значит. часть к-рых существует в иврите и до сих пор. Б.-И. стремился ввести простой, удобопонятный стиль, борясь против напыщенного, витиеватого стиля, к-рый существовал в те времена в евр. прессе. Неортодоксальное поведение Б.-И. и кампания против существования за счет использования пожертвований из стран диаспоры, к-рую он вел в своих изд., вызвали яростную оппозицию ультраортодоксов Иерусалима; им удалось добиться обвинения Б.-И. в подстрекательстве к мятежу (1894), в результате чего он был приговорен к годичному заключению. Арест Б.-И. вызвал большое волнение в евр. среде, была подана апелляция, и он был освобожден. В 1910 Б.-И. начал публ. «Поли, словаря древнего и совр. иврита». Изд. этой грандиозной работы было завершено лишь в 1959, когда вышел ее последний 18-й т. В 1890 Б.-И. совм. с Д.Елиным, А.Мазиа и др. основал «Ваад Га-лашон Га-иврит» («К-т яз. иврит»), пред. к-рого он оставался до самой смерти. «Ваад Га-лашон» был предшественником Академии яз. иврит, созд. по предложению Б.-И. в 1920.  
В 1882—85 Б.-И. преподавал в иерусалимской школе Альянса, добившись, что иврит был признан в ней единств. яз. преподавания всех евр. предметов. В кон. 1884 Б.-И. основал еженед. «Га-цви», преобразованный в 1908 в ежедн. газ., к-рая с 1910 называлась «Га-ор» и просуществовала до 1915. «Га-цви» был первым периодич. изд. на иврите, отвечавшим европ. нормам. Большое внимание Б.-И. уделял обогащению яз., создав огромное кол-во неологизмов, значит. часть к-рых существует в иврите и до сих пор. Б.-И. стремился ввести простой, удобопонятный стиль, борясь против напыщенного, витиеватого стиля, к-рый существовал в те времена в евр. прессе. Неортодоксальное поведение Б.-И. и кампания против существования за счет использования пожертвований из стран диаспоры, к-рую он вел в своих изд., вызвали яростную оппозицию ультраортодоксов Иерусалима; им удалось добиться обвинения Б.-И. в подстрекательстве к мятежу (1894), в результате чего он был приговорен к годичному заключению. Арест Б.-И. вызвал большое волнение в евр. среде, была подана апелляция, и он был освобожден. В 1910 Б.-И. начал публ. «Поли, словаря древнего и совр. иврита». Изд. этой грандиозной работы было завершено лишь в 1959, когда вышел ее последний 18-й т. В 1890 Б.-И. совм. с Д.Елиным, А.Мазиа и др. основал «Ваад Га-лашон Га-иврит» («К-т яз. иврит»), пред. к-рого он оставался до самой смерти. «Ваад Га-лашон» был предшественником Академии яз. иврит, созд. по предложению Б.-И. в 1920.  


После утверждения брит. мандата над Э.-И. Б.-И. совм. с М.[https://jewsencyclopedia.com/index.php/%D0%A3%D1%81%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD Усышкиным] убедил брит. верховного комиссара Г.Сэмюэла провозгласить иврит одним из трех офиц. яз. страны, наряду с англ. и арабским. Огромная роль, к-рую сыграл Б.-И. в возрождении иврита в качестве разг. яз., в его развитии и обогащении, в превращении в гибкое и динамичное средство повседневной устной и письм. коммуникации, стяжала ему заслуж. славу «отца совр. иврита».
После утверждения брит. мандата над Э.-И. Б.-И. совм. с М.[[УСЫШКИН Аврагам-Менахем-Мендл|Усышкиным]] убедил брит. верховного комиссара Г.Сэмюэла провозгласить иврит одним из трех офиц. яз. страны, наряду с англ. и арабским. Огромная роль, к-рую сыграл Б.-И. в возрождении иврита в качестве разг. яз., в его развитии и обогащении, в превращении в гибкое и динамичное средство повседневной устной и письм. коммуникации, стяжала ему заслуж. славу «отца совр. иврита».
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]

Текущая версия на 13:54, 7 декабря 2021

БЕН-ИЕГУДА (наст. фам. Перельман) Элиэзер (1858, Лужки Виленской губ. – 1922, Иерусалим), филолог, педагог, журналист, обществ. деятель. Пионер возрождения иврита в кач-ве разг. яз. Р. в семье любавичского хасида, к-рый умер, когда Б.-И. было 5 лет. В 13-летнем возрасте был отправлен в иешиву в Полоцк. Гл. иешивы, тайный сторонник светского образования, познакомил его с произв. светской лит-ры на древнеевр. яз. Выучив рус. яз., Б.-И. поступил в реальную г-зию в Динабурге, к-рую окончил в 1877.

Борьба балканских народов за освобождение от Турции и связанная с этим рус.-тур. война 1877—78 зародили в Б.-И. идею возможности возрождения евр. народа на его ист. родине. Он решил поселиться в Э.-И. и в 1878 отправился в Париж изучать медицину, чтобы приобрести профессию, к-рая дала бы ему возможность зарабатывать на жизнь в стране предков. Учась в Париже, Б.-И. опубл. в 1879 в газ. П.Смоленскина «Га-шахар» ст. «Жгучий вопрос», в к-рой впервые сформулировал идею созд. в Э.-И. духовного центра для всего евр. народа. Важнейшим элементом возрождения евр. народа Б.-И. считал возрождение иврита в качестве яз. повседневного общения. Ст. была подписана пс. Бен-Иехуда. Заболев в том же году туберкулезом, Б.-И. принял решение ускорить свой переезд в Э.-И. и с этой целью оставил изучение медицины, поступив в учит. семинарию Альянса.

С 1881 в Э.-И. По приезде сменил свою первонач. фам. на Б.-И. Семья Б.-И. была первым евр. домом в Э.-И., где говорили на иврите, а его ст. сын Бен-Цион (позднее изв. как Итамар Бен-Ави) – первым носителем иврита как родного яз. спустя более тыс. лет после прекращения разг. функции этого языка. В качестве произносительной нормы иврита как разг. яз. Б.-И. принял произношение евреев-сефардов, т.к. ашкеназское произношение ассоциировалось у Б.-И. с существованием евреев в галуте, и поэтому оно не было для него приемлемо в качестве произносит. нормы иврита как родного яз. евр. народа, возрождающегося на своей родине.

В 1882—85 Б.-И. преподавал в иерусалимской школе Альянса, добившись, что иврит был признан в ней единств. яз. преподавания всех евр. предметов. В кон. 1884 Б.-И. основал еженед. «Га-цви», преобразованный в 1908 в ежедн. газ., к-рая с 1910 называлась «Га-ор» и просуществовала до 1915. «Га-цви» был первым периодич. изд. на иврите, отвечавшим европ. нормам. Большое внимание Б.-И. уделял обогащению яз., создав огромное кол-во неологизмов, значит. часть к-рых существует в иврите и до сих пор. Б.-И. стремился ввести простой, удобопонятный стиль, борясь против напыщенного, витиеватого стиля, к-рый существовал в те времена в евр. прессе. Неортодоксальное поведение Б.-И. и кампания против существования за счет использования пожертвований из стран диаспоры, к-рую он вел в своих изд., вызвали яростную оппозицию ультраортодоксов Иерусалима; им удалось добиться обвинения Б.-И. в подстрекательстве к мятежу (1894), в результате чего он был приговорен к годичному заключению. Арест Б.-И. вызвал большое волнение в евр. среде, была подана апелляция, и он был освобожден. В 1910 Б.-И. начал публ. «Поли, словаря древнего и совр. иврита». Изд. этой грандиозной работы было завершено лишь в 1959, когда вышел ее последний 18-й т. В 1890 Б.-И. совм. с Д.Елиным, А.Мазиа и др. основал «Ваад Га-лашон Га-иврит» («К-т яз. иврит»), пред. к-рого он оставался до самой смерти. «Ваад Га-лашон» был предшественником Академии яз. иврит, созд. по предложению Б.-И. в 1920.

После утверждения брит. мандата над Э.-И. Б.-И. совм. с М.Усышкиным убедил брит. верховного комиссара Г.Сэмюэла провозгласить иврит одним из трех офиц. яз. страны, наряду с англ. и арабским. Огромная роль, к-рую сыграл Б.-И. в возрождении иврита в качестве разг. яз., в его развитии и обогащении, в превращении в гибкое и динамичное средство повседневной устной и письм. коммуникации, стяжала ему заслуж. славу «отца совр. иврита».