БЛУМЕНФЕЛЬД Феликс Михайлович: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(исправлена ссылка)
(добавлена категория, правка текста, ссылок)
Строка 3: Строка 3:
С 1885 преподавал и концертировал. Как пианист испытывал большое воздействие А.Г.[[РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич|Рубинштейна]]. Был первым исполнителем мн. соч. А.К.Лядова, А.К.Глазунова, А.С.Аренского. Выступал как ансамблист, был активным участником «беляевского кружка» – муз. вечеров в доме у М.П.Беляева (с участием В.В.Стасова, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина и др.).   
С 1885 преподавал и концертировал. Как пианист испытывал большое воздействие А.Г.[[РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич|Рубинштейна]]. Был первым исполнителем мн. соч. А.К.Лядова, А.К.Глазунова, А.С.Аренского. Выступал как ансамблист, был активным участником «беляевского кружка» – муз. вечеров в доме у М.П.Беляева (с участием В.В.Стасова, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина и др.).   


С 1895 – «репетитор с певцами» (концертмейстер); в 1898–1911 – дирижер в Мариинском т-ре в [[Санкт-Петербург|Петербурге]]. Ставил оперы Р.Вагнера, Н.А.Римского-Корсакова (первая пост. «Сказания о невидимом граде Китеже...», 1907). Дирижировал оперными спектаклями «Русских сезонов» С.П.Дягилева (1908) в Париже (в т. ч. пост. «Бориса Годунова» М.П.Мусоргского). Руководил «Рус. симф. концертами», организованными Беляевым в [[Петербург|Петербурге]]. С 1897 преподавал в Петерб. конс.; в 1918–22 – дирижер Муз. драм, ин-та в [[КИЕВ|Киеве]]. В 1922 переехал в [[Москва|Москву]]; до конца жизни проф. Моск. конс. Для стиля Б.-пианиста характерны лиричность, свободное владение красочной палитрой, тончайшее ощущение динамич. градации звучности, глубокое осмысление интерпретируемого произв. Рецензенты отмечали также виртуозность, героичность, мужественность. В пед. деятельности Б. руководствовался принципом комплексного воздействия на личность. Среди учеников Л.А.[[БАРЕНБОЙМ Лев Аронович|Баренбойм]], Б.С.Барер, А.В.Гаук, В.С.[[ГОРОВИЦ Владимир Самойлович|Горовиц]], М.И.[[ГРИНБЕРГ Марк Иосифович|Гринберг]], Г.Г.Нейгауз, М.Р.[[РАУХВЕРГЕР Михаил Рафаилович|Раухвергер]], С.И.[[ШЛИФШТЕЙН Семен Исаакович|Шлифштейн]], Г.Я.Эдельман. Засл. деят. иск-в РСФСР (1927).  
С 1895 – «репетитор с певцами» (концертмейстер); в 1898–1911 – дирижер в Мариинском т-ре в [[Санкт-Петербург|СПб]]. Ставил оперы Р.Вагнера, Н.А.Римского-Корсакова (первая пост. «Сказания о невидимом граде Китеже...», 1907). Дирижировал оперными спектаклями «Русских сезонов» С.П.Дягилева (1908) в Париже (в т. ч. пост. «Бориса Годунова» М.П.Мусоргского). Руководил «Рус. симф. концертами», организованными Беляевым в Петербурге. С 1897 преподавал в Петерб. конс.; в 1918–22 – дирижер Муз. драм, ин-та в [[КИЕВ|Киеве]].  
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Персоналии]]
В 1922 переехал в Москву; до конца жизни проф. Моск. конс. Для стиля Б.-пианиста характерны лиричность, свободное владение красочной палитрой, тончайшее ощущение динамич. градации звучности, глубокое осмысление интерпретируемого произв. Рецензенты отмечали также виртуозность, героичность, мужественность. В пед. деятельности Б. руководствовался принципом комплексного воздействия на личность. Среди учеников Л.А.[[БАРЕНБОЙМ Лев Аронович|Баренбойм]], Б.С.Барер, А.В.Гаук, В.С.[[ГОРОВИЦ Владимир Самойлович|Горовиц]], М.И.[[ГРИНБЕРГ Марк Иосифович|Гринберг]], Г.Г.Нейгауз, М.Р.[[РАУХВЕРГЕР Михаил Рафаилович|Раухвергер]], С.И.[[ШЛИФШТЕЙН Семен Исаакович|Шлифштейн]], Г.Я.Эдельман. Засл. деят. иск-в РСФСР (1927).  
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]

Версия 14:01, 7 ноября 2021

БЛУМЕНФЕЛЬД Феликс Михайлович (1863, Ковалевка Одесского у. Херсонской губ. – 1931, Москва), пианист, дирижер, педагог, композитор. Р. в семье учителя франц. яз. Старшие братья Ф. – Станислав (|-|) и Сигизмунд (1852–1920) также стали проф. музыкантами. Муз. способности проявились рано; уже в 5-летнем возрасте подбирал на фп., импровизировал. Первонач. муз. образование получил у Г.В.Нейгауза – своего дяди (отца пианиста Г.Г.Нейгауза) в Елизаветграде (куда переехала семья). Окончил Петерб. конс. в 1885 с золотой медалью по классу фп. Ф.Ф.Штейна; композиции обучался у Н.А.Римского-Корсакова. В характеристике, данной при окончании конс., указывалось: «Выдающийся во всех отношениях».

С 1885 преподавал и концертировал. Как пианист испытывал большое воздействие А.Г.Рубинштейна. Был первым исполнителем мн. соч. А.К.Лядова, А.К.Глазунова, А.С.Аренского. Выступал как ансамблист, был активным участником «беляевского кружка» – муз. вечеров в доме у М.П.Беляева (с участием В.В.Стасова, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина и др.).

С 1895 – «репетитор с певцами» (концертмейстер); в 1898–1911 – дирижер в Мариинском т-ре в СПб. Ставил оперы Р.Вагнера, Н.А.Римского-Корсакова (первая пост. «Сказания о невидимом граде Китеже...», 1907). Дирижировал оперными спектаклями «Русских сезонов» С.П.Дягилева (1908) в Париже (в т. ч. пост. «Бориса Годунова» М.П.Мусоргского). Руководил «Рус. симф. концертами», организованными Беляевым в Петербурге. С 1897 преподавал в Петерб. конс.; в 1918–22 – дирижер Муз. драм, ин-та в Киеве.

В 1922 переехал в Москву; до конца жизни проф. Моск. конс. Для стиля Б.-пианиста характерны лиричность, свободное владение красочной палитрой, тончайшее ощущение динамич. градации звучности, глубокое осмысление интерпретируемого произв. Рецензенты отмечали также виртуозность, героичность, мужественность. В пед. деятельности Б. руководствовался принципом комплексного воздействия на личность. Среди учеников Л.А.Баренбойм, Б.С.Барер, А.В.Гаук, В.С.Горовиц, М.И.Гринберг, Г.Г.Нейгауз, М.Р.Раухвергер, С.И.Шлифштейн, Г.Я.Эдельман. Засл. деят. иск-в РСФСР (1927).