АХАД ГА-AM: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
АХАД ГА-AM (наст. имя и фам. Ушер Исаевич (Ашер-Гирш) Гинцберг) (1856, [[Сквира]] Киевской губ. – 1927, Тель-Авив), писатель, публицист. Р. в богатой купеч. хасидской семье. Получил трад. евр. образование, самостоятельно осваивал естеств. науки, философию, иностр. яз. В 1882—84 слушал лекции в ун-тах Вены, Берлина и Бреславля. В 1884 поселился в [[ | АХАД ГА-AM (наст. имя и фам. Ушер Исаевич (Ашер-Гирш) Гинцберг) (1856, [[СКВИРА|Сквира]] Киевской губ. – 1927, Тель-Авив), писатель, публицист. Р. в богатой купеч. хасидской семье. Получил трад. евр. образование, самостоятельно осваивал естеств. науки, философию, иностр. яз. В 1882—84 слушал лекции в ун-тах Вены, Берлина и Бреславля. [[Категория:Персоналии]] | ||
В 1884 поселился в [[ОДЕССА|Одессе]], вошел в гр. «Ховевей Цион» (рук. Л.[[ПИНСКЕР Лев Семенович|Пинскер]]). Впервые выступил в печати в 1889 в газ. «Га-Мелиц». В ст. кон. 1880-х – нач. 1890-х гг. доказывал необходимость длит. воспитат. работы в среде рос. еврейства, к-рая в конечном итоге приведет к более сознательной деятельности по заселению Э.-И. В 1889 А.г.-А. создал и возглавил орд. «Бней-Моше», объединивший его сторонников. Посетив в 1891 и 1893 Э.-И., А. [[Категория:Персоналии]] | |||
А. Г.-А. в ряде ст. нач. 1890-х гг. дал критич. обзор экон., соц. и духовной жизни евр. поселений в стране, одноврем. выступил с резкой критикой ассимиляционных тенденций в зап.-европ. еврействе. [[Категория:Персоналии]] | |||
В 1896 А.г.-А. возглавил изд-во «Агиасеф», в 1896–1902 редактировал ж. «Га-Шиллоах». После 1-го Всемирн. сионист. конгр. А.г.-А. в своих ст. подверг критике теорию полит, сионизма Т.Герцля, упрекал последнего в отказе от трад. ценностей евр. духовной культуры, выступал идеологом т.н. духовного сионизма, гл. цель к-рого – возрождение еврейства как нац.-культурной общности. В 1900 А.г.-А. вновь посетил Э.-И. В ст. нач. 1900-х гг. резко критиковал администрацию Э.Ротшильда в Э.-И., всю систему т.н. опеки, применявшуюся ею в отношении евр. поселений, а также деятельность евр. школ, созд. Всемирн. сионист. союзом в Э.-И. за их пренебрежение к нац. культурным и духовным ценностям. На съезде рос. сионистов в [[МИНСК|Минске]] (1902) А.г.-А. выступил с докладом «Духовное возрождение», посвященным практич. мерам подъема евр. нац. культуры. В 1903 А.г.-А. поступил на службу в чаеторг. фирму [[ВЫСОЦКИЕ|Высоцких]], а фактически целиком отдался лит.-публицистич. деятельности. После Кишиневского погрома 1903 выступил за созд. евр. самообороны. Резко критиковал план евр. колонизации Уганды, считая его результатом забвения евр. духовных ценностей. В 1905–07 А.г.-А. участвовал в деятельности «Союза для достижения полноправия евреев в России». В 1908 А.г.-А. переехал в Лондон, где продолжал обществ, и публицистич. деятельность. В 1922 окончательно поселился в Э.-И. [[Категория:Персоналии]] | |||
В своих публицистич. выступлениях А.г.-А. отказывался считать достижение гл. цели полит, сионизма (воссоздание евр. нац. независимости в Э.-И.) окончат. решением евр. вопроса. По его мнению, за мн. века рассеяния у евреев ослабло естеств. самовосприятие себя как частицы единой нации, отсюда тенденции к ассимилированию, отказ от собств. наследия. Этот процесс может быть остановлен только возрождением созидат. сил иудаизма. Воля нации к жизни, согласно А.г.-А., не только требует верности духовным ценностям, но непосредственно формирует их. Эта воля должна заставить сторонников традиции привести нац. духовно-культурные ценности в соответствие с условиями новой реальности, а сторонников ассимиляции – проникнуться чувством их сущностной связи с наследием народа, к к-рому они принадлежат. По убеждению А.г.-А., даже такие концепции иудаизма, как мессианизм или монотеизм, являются лишь функциями воли нации к жизни, и поэтому они должны получить перевыражение в формах и терминах, свойственных совр. европ. ментальности, что адаптирует их к существованию нации в настоящем и будущем. Высказывания А.г.-А. об «окаменелых» традициях евр. религии вызвали резкие отповеди со стороны раввинов, доброжелательно относившихся к движению «Ховевей Цион». Тогда А.г.-А. занялся проблемами нормативной части иудаизма, в надежде примирить религ. и светское направление в еврействе. Отвергая реформизм, полагая, что религия подлежит не реформе, а развитию, А.г.-А. видел это развитие во внесении изменений в Галаху в соответствии с требованиями жизни. Взгляды А.г.-А. оказали влияние на все направления в сионизме. Его произв. сыграли видную роль в становлении новой лит-ры на иврите, послужили одним из решающих факторов интеграции процессов возрождения нац. евр. культуры. [[Категория:Персоналии]] |
Текущая версия на 17:19, 18 августа 2021
АХАД ГА-AM (наст. имя и фам. Ушер Исаевич (Ашер-Гирш) Гинцберг) (1856, Сквира Киевской губ. – 1927, Тель-Авив), писатель, публицист. Р. в богатой купеч. хасидской семье. Получил трад. евр. образование, самостоятельно осваивал естеств. науки, философию, иностр. яз. В 1882—84 слушал лекции в ун-тах Вены, Берлина и Бреславля.
В 1884 поселился в Одессе, вошел в гр. «Ховевей Цион» (рук. Л.Пинскер). Впервые выступил в печати в 1889 в газ. «Га-Мелиц». В ст. кон. 1880-х – нач. 1890-х гг. доказывал необходимость длит. воспитат. работы в среде рос. еврейства, к-рая в конечном итоге приведет к более сознательной деятельности по заселению Э.-И. В 1889 А.г.-А. создал и возглавил орд. «Бней-Моше», объединивший его сторонников. Посетив в 1891 и 1893 Э.-И., А.
А. Г.-А. в ряде ст. нач. 1890-х гг. дал критич. обзор экон., соц. и духовной жизни евр. поселений в стране, одноврем. выступил с резкой критикой ассимиляционных тенденций в зап.-европ. еврействе.
В 1896 А.г.-А. возглавил изд-во «Агиасеф», в 1896–1902 редактировал ж. «Га-Шиллоах». После 1-го Всемирн. сионист. конгр. А.г.-А. в своих ст. подверг критике теорию полит, сионизма Т.Герцля, упрекал последнего в отказе от трад. ценностей евр. духовной культуры, выступал идеологом т.н. духовного сионизма, гл. цель к-рого – возрождение еврейства как нац.-культурной общности. В 1900 А.г.-А. вновь посетил Э.-И. В ст. нач. 1900-х гг. резко критиковал администрацию Э.Ротшильда в Э.-И., всю систему т.н. опеки, применявшуюся ею в отношении евр. поселений, а также деятельность евр. школ, созд. Всемирн. сионист. союзом в Э.-И. за их пренебрежение к нац. культурным и духовным ценностям. На съезде рос. сионистов в Минске (1902) А.г.-А. выступил с докладом «Духовное возрождение», посвященным практич. мерам подъема евр. нац. культуры. В 1903 А.г.-А. поступил на службу в чаеторг. фирму Высоцких, а фактически целиком отдался лит.-публицистич. деятельности. После Кишиневского погрома 1903 выступил за созд. евр. самообороны. Резко критиковал план евр. колонизации Уганды, считая его результатом забвения евр. духовных ценностей. В 1905–07 А.г.-А. участвовал в деятельности «Союза для достижения полноправия евреев в России». В 1908 А.г.-А. переехал в Лондон, где продолжал обществ, и публицистич. деятельность. В 1922 окончательно поселился в Э.-И.
В своих публицистич. выступлениях А.г.-А. отказывался считать достижение гл. цели полит, сионизма (воссоздание евр. нац. независимости в Э.-И.) окончат. решением евр. вопроса. По его мнению, за мн. века рассеяния у евреев ослабло естеств. самовосприятие себя как частицы единой нации, отсюда тенденции к ассимилированию, отказ от собств. наследия. Этот процесс может быть остановлен только возрождением созидат. сил иудаизма. Воля нации к жизни, согласно А.г.-А., не только требует верности духовным ценностям, но непосредственно формирует их. Эта воля должна заставить сторонников традиции привести нац. духовно-культурные ценности в соответствие с условиями новой реальности, а сторонников ассимиляции – проникнуться чувством их сущностной связи с наследием народа, к к-рому они принадлежат. По убеждению А.г.-А., даже такие концепции иудаизма, как мессианизм или монотеизм, являются лишь функциями воли нации к жизни, и поэтому они должны получить перевыражение в формах и терминах, свойственных совр. европ. ментальности, что адаптирует их к существованию нации в настоящем и будущем. Высказывания А.г.-А. об «окаменелых» традициях евр. религии вызвали резкие отповеди со стороны раввинов, доброжелательно относившихся к движению «Ховевей Цион». Тогда А.г.-А. занялся проблемами нормативной части иудаизма, в надежде примирить религ. и светское направление в еврействе. Отвергая реформизм, полагая, что религия подлежит не реформе, а развитию, А.г.-А. видел это развитие во внесении изменений в Галаху в соответствии с требованиями жизни. Взгляды А.г.-А. оказали влияние на все направления в сионизме. Его произв. сыграли видную роль в становлении новой лит-ры на иврите, послужили одним из решающих факторов интеграции процессов возрождения нац. евр. культуры.