СЛОНИМ: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(добавлена ссылка)
(добавлена ссылка)
Строка 49: Строка 49:
Сохранилось зд. синагоги 17 в. [[Категория:География]]
Сохранилось зд. синагоги 17 в. [[Категория:География]]


В С. род. : И.[[ АЛУФ Иегошуа| Алуф]], Н.П. [[АЛЬПЕРТ Наум Пинхосович|Альперт]], Э. [[БЕН-АРЦИ Эфраим|Бен-Арци]], А.О. [[ВАЙСЕНБЕРГ Александр Овсеевич|Вайсенберг]], Ш. [[ГИРШГОРН Шмуэль|Гиршгорн]],  
В С. род. : И.[[ АЛУФ Иегошуа| Алуф]], Н.П. [[АЛЬПЕРТ Наум Пинхосович|Альперт]], Э. [[БЕН-АРЦИ Эфраим|Бен-Арци]], А.О. [[ВАЙСЕНБЕРГ Александр Овсеевич|Вайсенберг]], Ш. [[ГИРШГОРН Шмуэль|Гиршгорн]], Х.М. [[ДУНЕЦ Хайзекиль Моисеевич|Дунец]], М.Г. [[ЛЕВИН Максим Григорьевич|Левин]],  
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]

Версия 11:45, 18 апреля 2021

СЛОНИМ, город, районный центр в Гродненской обл. (Республика Беларусь). Осн. в 9 в. В 16-18вв. - центр Слонимского повета Новогрудского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1795 - в составе Рос. империи. В 19-нач.20 в. - уездный город Гродненской губ. В 1920-39 - в составе Польши, в 1939-91 - БССР.

В 1766 в С. проживало 1154 еврея, в 1797 - 1360 евреев и караимов, в 1817 - 1340 евреев (55,6%), в 1847 - 5700, в 1862 - 5476 (85,5%), в 1878 -10212 (66,5%), в 1897 - 11515 (72,5%), в 1910 - 12100, в 1921 - 6917 (71,7%), в 1931 – 8605 (52,9%), в 1946 - ок. 30, в 1989 - 95, в 2001 - 56 евреев.

Первое упоминание о евреях в С. относится к 1551, когда евреи были освобождены от уплаты подворного налога и «сребщизны». В 16 в. было заложено еврейское кладбище. В 1623 Литовский ваад отнес С. к юрисдикции Брест-Литовского кагала, но уже в 1626 С. был выделен в самостоят. податную единицу, а позже стал центром окр., находившегося в зоне влияния Брест-Литовска (совр. Брест).

В 1630-х гг., когда С. стал местом проведения ген. сеймов Вел. княжества Литовского, значение города и его общины значительно возросло. В 1642 здесь была построена большая каменная синагога. В 1660 евреи С. пострадали в результате бесчинств, учиненных солдатами С. Чарнецкого. В кон. 17 - нач. 18 вв. евреи С. торговали лесом и пшеницей, занимались винокурением и разл. ремеслами. В 18 в. графы Огинские, резиденцией к-рых был в это время С., привлекали в него купцов и ремесленников, в т.ч. и евреев.

В 1760-х заложено новое еврейское кладбище. В 1794 Абрам Лейбович осн. в C. кожевенный завод, в 1801 его брат Йосель - еще один кожевенный завод; в 1801-03 Мордух Беркович владел шляпочной фабрикой. В 1812 купец 2-й гильдии Гиллер нагр. золотой медалью «За усердие» за снабжение продовольствием военного госпиталя.

Раввин С. в кон. 18 в. - Ицхок Гиншприкер, в нач. 19 в. - Шлойме Минц (?-1821), Мордхе Гиншприкер (?-1829), в 1835-43 - Дойв-Бер Ашкенази (?-1852), в 1853-73 - Иошуа-Айзик Шапиро (?-1873), с 1873 - Йосеф Розин (?- 1885). С 1879 казенным раввином С. был Самуил Исаакович Гурвиц, в 1905-16 - Мордхе Вейцель (1839-1916). В 1815 Шлойме-Залман Каган осн. в С. иешиву.

В 1850-х гг. хасидский двор в С. осн. Авром Вейнберг (1804-1884), династию продолжил его внук - Шмуль (1850- 1916). После смерти Шмуля династию возглавилего сын Исхар-Лейб (?-1928).

В 19 - нач. 20 вв. евреи С. занимались торговлей (лесом, мехами и шкурами), перевозками, железо- и деревообработкой, обжигом кирпича, дублением кож; нек-рые владели паровыми мельницами. Первая в городе текст. фабрика была осн. в 1826 евреем-предпринимателем; на ней работали 35 чел. , в т.ч. 20 евреев. В кон. 19 в. в С. открылось ок. 30 мелких фабрик; почти все они принадлежали евреям. В 1882 в результате введения «Временных правил» в С. было выселено значит. число евреев из окрестных деревень.

В 1870 осн. еврейская б-ца. В 1870 в С. действовали 21 синагога (2 каменные), еврейское уч-ще 1-го разряда. В 1870-88 кантором в Гл. синагоге С. был И. Альтшуль.

В 1897-1906 иешиву в С. возглавлял Авром-Цви-Гирш Копелевич (1865-?).

В 1897 в С. был создан первый еврейский профсоюз, в 1902-06 возникли отд-ния Бунда, а также «Поалей Цион» и др. сионистских партий. чл. мест. Сионистской орг-ции был В.Р. Якубсон. В 1905 - 06 в городе действовал отряд самообороны, созд. еврейскими социалистич. партиями. В 1913 tврейские рабочие города провели забастовку в знак протеста против «дела Бейлиса».


В 1910 в С. действовали 22 синагоги, еврейское кладбище, талмуд-тора, 2 част. еврейских женск. уч-ща, 2 част. еврейских мужск. уч-ща, вечерние курсы при талмуд-торе для детей, общ-во пособия бедным евреям, хедеры. В 1912 в С. действовали еврейское ссудо-сберегат. т-во; «Бикур хойлим» (осн. в 1758), «Гакносес калэ», «Маос хитим», «Литас цедек» (осн. в 1891), Об-во пособия бедным евреям, Об-во попечения о родильницах и мн. других благотворительных орг-ций. В 1913 евреям принадлежали аптека, 7 магазинов аптеч. товаров, кондитерская, единств. баня, единств. трактир, техническая контора, часовая мастерская, более 120 лавок и магазинов (в т.ч. все 20 мануфактурных, все 10 мучных, все 7 табачных, все 6 винных, все 3 ювелирных). Среди евреев был единств. в С. лесопромышленник, 2 еврея сдавали мебл. комнаты.

В 1915 в С. работали педагог. курсы ОПЕ, еврейская б-ца, частная 4-х класс-ная женск. еврейская прогимназия и др. учеб. заведения. В авг. 1915 часть евреев была выселена из С.

В 1920 в С. действовала Евсекция.

В 1920 - 30-хгг. в С. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций. В 1920-41 раввин С. - Иегуда-Лейб Файн. В С. функционировали школы сети «Тарбут», Централе идише шул-организация, «Тахкемони». Выходили «Унзер журнал» (1921-25) и газ. «Слонимер ворт» (1926-39). Недалеко от города располагалась уч. ферма Ге-Халуца.

После того, как в сент. 1939 С. вошел в состав СССР, еврейское нас. города значит. возросло в результате притока беженцев из зап. областей Польши. В июле 1940 в С. было ок. 12000 еврейских беженцев. Б-ство из 18 синагог города были заняты беженцами. 12 апр. 1940 НКВД депортировал в Сибирь ок. тысячи сионистов, а неск. месяцев спустя - активных деятелей Бунда.

25 июня 1941 С. заняли части вермахта. 17 июля 1941 в С. было расстреляно 1200 мужчин - евреев. На общину была наложена контрибуция в 2 млн. рублей. В авг. 1941 евреи С. и близлежащих местечек были помещены в гетто. Ок. 9 тыс. его обитателей были уничтожены в нояб. 1941, еще ок. 10 тыс. - с 29 июня по 15 июля 1942, когда было окружено и сожжено гетто. Во время второй акции часть еврейской молодежи оказала сопротивление нацистам и их пособникам (литовцам и белорусам); ок. 500 чел. сумели покинуть город и скрыться в лесах. Мн. из них впоследствии присоединились к партизанам.

В кон. мая 1942 400 мужчин были депорти-рованы в Могилев, в рабочий лагерь. К сер. июля 1942 в С. оставалось лишь ок. 300 евреев; все они были уничтожены в дек. того же года.

После освобождения С. в июле 1944 ок. 80 евреев вернулись в город; община не была восстановлена.

В 1967 ок. С. были установлены 2 стелы на могилах убитых евреев: в 1 км от С. (более 8 тыс.) и в 6 км от С. (ок. 15 тыс. ).

В 1979 в 5 км от С. установлена стела на месте расстрела 2 тыс. евреев из гетто С. В 1994 на месте бывш. еврейского кладбища открыт мемориальный комплекс, где помещен ряд стел, каждая из которых посвящена уничтожению евреев С. и местечек р-на, с указанием кол-ва замученных и Казненных. Вход в мемориал сделан в виде арки ворот старого еврейского кладбища (автор Л. Левин).

Сохранилось зд. синагоги 17 в.

В С. род. : И. Алуф, Н.П. Альперт, Э. Бен-Арци, А.О. Вайсенберг, Ш. Гиршгорн, Х.М. Дунец, М.Г. Левин,