МИХОЭЛС Соломон Михайлович: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
Admin (обсуждение | вклад) м (добавление в категорию) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
МИХОЭЛС (наст. фам. Вовси) Соломон (Шломо) Михайлович (1890, [[Динабург]] Витебской губ. – 1948, [[Минск]], похоронен в [[Москва|Москве]]), актер, режиссер, общественный деятель. Получил традиц. еврейское религ. образование. В 1911 поступил в Киевский коммерч. ин-т (исключен за участие в студенческих волнениях), в 1915–18 учился на юрид. ф-те Петрогр. ун-та. В 1918 поступил в Еврейскую театр. студию А.М.[[Грановский|Грановского]], дебютировал в роли Старого еврея («Грех» Ш.[[Аш|Аша]], 1919), после ее исполнения взял сценич. пс. Михоэлс («Сын Михаила»). Сыграв главную роль в трагедии К.Гуцкова «Уриэль Акоста», стал ведущим актером студии. В 1921 в постановке Грановского «Вечер Шолом-Алейхема» М. сыграл роли Менахем-Менделя («Агенты») и реб Алтера («Мазлтов»). Репертуар М. 1920-х гг. складывался из еврейской классики – Гоцмах («Колдунья» по А.[[Голдфаден|Голдфадену]], 1922); Шимеле («200000» по [[Шолом-Алейхем|Шолом-Алейхему]], 1923); первый бадхен («Ночь на старом рынке» по И.-Л.[[Перец|Перецу]] Вениамин («Путешествие Вениамина III» по [[Менделе Мойхер-Сфорим|Менделе Мойхер-Сфориму]], 1927) и др. Роль Менахем-Менделя М. сыграл также в ф. «Еврейское счастье», сценарной основой к-рого послужили рассказы Шолом-Алейхема (1925), и в спектакле «Человек воздуха» (1928). В 1929 М. возглавил ГОСЕТ. Крупнейшим достижением в творческой жизни М. стала роль Лира в спектакле «Король Лир» У.Шекспира (1935), в ней наиб. полно раскрылся трагедийный талант актера. В 1938 М. сыграл роль доктора Якоби в ф. «Семья Оппенгейм» по ром. Л.Фейхтвангера. Став худ. рук. т-ра, М. поставил спектакли: «Нит гедай-гет» П.Б.Маркиша («Не унывать», 1931); совм. с С.Э.Радловым «Четыре дня» М.М.[[Даниэль|Даниэля]] (1931); «Спец» И.М.[[Добрушин|Добрушина]] и И.М.[[Нусинов|Нусинова]] (1932); «Мера строгости» Д.Р.[[Бергельсон|Бергельсона]] (1933); «Разбойник Бойтре» М.С.[[Кульбак|Кульбака]] (1936); «Суламифь» Ш.З.[[Галкин|Галкина]] по Голдфадену (1937); «Пир» Маркиша (1939). [[Категория:Персоналии]]В 1931 М. открыл при ГОСЕТе уч-ще, готовившее актеров для еврейских т-ров страны. В авг. 1941 М. избран пред. ЕАКа. После 1945 М. продолжал обществ. деятельность. В нач. 1948 М. как представитель К-та по Стал. пр. выехал в [[Минск]], где был убит, по офиц. версии погиб «в результате автомобильной катастрофы». Засл. арт. Респ. (1926), нар. арт. Респ. (1935), нар. арт. СССР (1939). Стал. пр. (1946). [[Категория:Персоналии]] | МИХОЭЛС (наст. фам. Вовси) Соломон (Шломо) Михайлович (1890, [[Динабург]] Витебской губ. – 1948, [[Минск]], похоронен в [[Москва|Москве]]), актер, режиссер, общественный деятель. Получил традиц. еврейское религ. образование. В 1911 поступил в Киевский коммерч. ин-т (исключен за участие в студенческих волнениях), в 1915–18 учился на юрид. ф-те Петрогр. ун-та. В 1918 поступил в Еврейскую театр. студию А.М.[[Грановский|Грановского]], дебютировал в роли Старого еврея («Грех» Ш.[[Аш|Аша]], 1919), после ее исполнения взял сценич. пс. Михоэлс («Сын Михаила»). Сыграв главную роль в трагедии К.Гуцкова «Уриэль Акоста», стал ведущим актером студии. В 1921 в постановке Грановского «Вечер Шолом-Алейхема» М. сыграл роли Менахем-Менделя («Агенты») и реб Алтера («Мазлтов»). Репертуар М. 1920-х гг. складывался из еврейской классики – Гоцмах («Колдунья» по А.[[Голдфаден|Голдфадену]], 1922); Шимеле («200000» по [[Шолом-Алейхем|Шолом-Алейхему]], 1923); первый бадхен («Ночь на старом рынке» по И.-Л.[[Перец|Перецу]] Вениамин («Путешествие Вениамина III» по [[Менделе Мойхер-Сфорим|Менделе Мойхер-Сфориму]], 1927) и др. Роль Менахем-Менделя М. сыграл также в ф. «Еврейское счастье», сценарной основой к-рого послужили рассказы Шолом-Алейхема (1925), и в спектакле «Человек воздуха» (1928). В 1929 М. возглавил ГОСЕТ. Крупнейшим достижением в творческой жизни М. стала роль Лира в спектакле «Король Лир» У.Шекспира (1935), в ней наиб. полно раскрылся трагедийный талант актера. В 1938 М. сыграл роль доктора Якоби в ф. «Семья Оппенгейм» по ром. Л.Фейхтвангера. Став худ. рук. т-ра, М. поставил спектакли: «Нит гедай-гет» П.Б.Маркиша («Не унывать», 1931); совм. с С.Э.Радловым «Четыре дня» М.М.[[Даниэль|Даниэля]] (1931); «Спец» И.М.[[Добрушин|Добрушина]] и И.М.[[Нусинов|Нусинова]] (1932); «Мера строгости» Д.Р.[[Бергельсон|Бергельсона]] (1933); «Разбойник Бойтре» М.С.[[Кульбак|Кульбака]] (1936); «Суламифь» Ш.З.[[Галкин|Галкина]] по Голдфадену (1937); «Пир» Маркиша (1939). [[Категория:Персоналии]]В 1931 М. открыл при ГОСЕТе уч-ще, готовившее актеров для еврейских т-ров страны. В авг. 1941 М. избран пред. ЕАКа. После 1945 М. продолжал обществ. деятельность. В нач. 1948 М. как представитель К-та по Стал. пр. выехал в [[Минск]], где был убит, по офиц. версии погиб «в результате автомобильной катастрофы». Засл. арт. Респ. (1926), нар. арт. Респ. (1935), нар. арт. СССР (1939). Стал. пр. (1946). [[Категория:Персоналии]] [[Category:Московская еврейская энциклопедия]] |
Версия 18:57, 6 апреля 2019
МИХОЭЛС (наст. фам. Вовси) Соломон (Шломо) Михайлович (1890, Динабург Витебской губ. – 1948, Минск, похоронен в Москве), актер, режиссер, общественный деятель. Получил традиц. еврейское религ. образование. В 1911 поступил в Киевский коммерч. ин-т (исключен за участие в студенческих волнениях), в 1915–18 учился на юрид. ф-те Петрогр. ун-та. В 1918 поступил в Еврейскую театр. студию А.М.Грановского, дебютировал в роли Старого еврея («Грех» Ш.Аша, 1919), после ее исполнения взял сценич. пс. Михоэлс («Сын Михаила»). Сыграв главную роль в трагедии К.Гуцкова «Уриэль Акоста», стал ведущим актером студии. В 1921 в постановке Грановского «Вечер Шолом-Алейхема» М. сыграл роли Менахем-Менделя («Агенты») и реб Алтера («Мазлтов»). Репертуар М. 1920-х гг. складывался из еврейской классики – Гоцмах («Колдунья» по А.Голдфадену, 1922); Шимеле («200000» по Шолом-Алейхему, 1923); первый бадхен («Ночь на старом рынке» по И.-Л.Перецу Вениамин («Путешествие Вениамина III» по Менделе Мойхер-Сфориму, 1927) и др. Роль Менахем-Менделя М. сыграл также в ф. «Еврейское счастье», сценарной основой к-рого послужили рассказы Шолом-Алейхема (1925), и в спектакле «Человек воздуха» (1928). В 1929 М. возглавил ГОСЕТ. Крупнейшим достижением в творческой жизни М. стала роль Лира в спектакле «Король Лир» У.Шекспира (1935), в ней наиб. полно раскрылся трагедийный талант актера. В 1938 М. сыграл роль доктора Якоби в ф. «Семья Оппенгейм» по ром. Л.Фейхтвангера. Став худ. рук. т-ра, М. поставил спектакли: «Нит гедай-гет» П.Б.Маркиша («Не унывать», 1931); совм. с С.Э.Радловым «Четыре дня» М.М.Даниэля (1931); «Спец» И.М.Добрушина и И.М.Нусинова (1932); «Мера строгости» Д.Р.Бергельсона (1933); «Разбойник Бойтре» М.С.Кульбака (1936); «Суламифь» Ш.З.Галкина по Голдфадену (1937); «Пир» Маркиша (1939).В 1931 М. открыл при ГОСЕТе уч-ще, готовившее актеров для еврейских т-ров страны. В авг. 1941 М. избран пред. ЕАКа. После 1945 М. продолжал обществ. деятельность. В нач. 1948 М. как представитель К-та по Стал. пр. выехал в Минск, где был убит, по офиц. версии погиб «в результате автомобильной катастрофы». Засл. арт. Респ. (1926), нар. арт. Респ. (1935), нар. арт. СССР (1939). Стал. пр. (1946).