ШПИНЕЛЬ Иосиф Аронович: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Importing text file)
 
(Importing text file)
Строка 1: Строка 1:
ШПИНЕЛЬ Иосиф Аронович (1892, [[Белая Церковь]] Васильковского у. Киевской губ. – 1980, Москва), живописец, график, художник театра и кино. В 1914 закончил Киевское худож. уч-ще (архит. отд-ние). В 1918–20 писал плакаты, участвовал в оформлении агитпоездов. С 1921 – во 2-м Т-ре Укр. Сов. Республики им. Ленина: оформил пьесы «Герцогиня Падуанская» О.Уайльда и «Гайдамаки» Т.Г.Шевченко. В 1921 поступил на архит. отд-ние ВХУТЕМАСа (Москва), в 1926 окончил отд-ние графики у В.А.Фаворского. Во время учебы создал многофигурную графич. комп. «1905 год» для Междунар. выставки в Париже (линогравюра), отмеченную премиями и дипломами, комп. «Пьета, или После погрома» (ксилография). Работал в книж. графике. В 1930-е гг. выполнил станк. произв. живописи, портреты и пейзажи: «Портрет жены в темной шубе», «Портрет молодой женщины», «Портрет маленькой девочки», сер. «Кисловодск», «Алма-Ата» и др. С 1927 работал на Одесской к/ст, с 1930 – на Киевской, с 1932 худож. к/ст «Мосфильм». Участвовал в создании более 50 ф., среди к-рых «Сквозь слезы» (1928, Одесса, реж. Г.З.[[Гричер-Чериковер]]), «Глаза, которые видели» (1928, Одесса, реж. В.Б.[[Вильнер]]), «Арсенал» (1929, [[Киев]], реж. А.П.Довженко), «Человек из местечка» (1930, [[Киев]], реж. Г.Л.[[Рошаль]]), «Семья Оппенгейм» (1930, Москва, реж. Рошаль), «Пышка» (1934, Москва, реж. М.И.[[Ромм]]), «Бабы» (1940, Москва, реж. В.П.Баталов), «Машенька» (1942, [[Алма-Ата]], реж. Ю.Я.[[Райзман]]), «Иван Грозный» (1944–45, Москва, реж. С.М.Эйзенштейн), трилогия «Хождение по мукам» (1957–59, Москва, реж. Рошаль), «Год как жизнь» (1966, Москва, реж. Рошаль) и др. С 1940 преп., затем проф. худож. ф-та ВГИКа. С 1925 участвовал в выставках об-в худож. «Четыре иск-ва», «Жар-Цвет», на отечеств. и междунар. выставках худож. т-ра и кино. Засл. деятель иск-в РСФСР (1940). Стал. пр. (1951). [[Категория:Персоналии]]
ШПИНЕЛЬ Иосиф Аронович (1892, [[Белая Церковь]] Васильковского у. Киевской губ. – 1980, [[Москва]]), живописец, график, художник театра и кино. В 1914 закончил Киевское худож. уч-ще (архит. отд-ние). В 1918–20 писал плакаты, участвовал в оформлении агитпоездов. С 1921 – во 2-м Т-ре Укр. Сов. Республики им. Ленина: оформил пьесы «Герцогиня Падуанская» О.Уайльда и «Гайдамаки» Т.Г.Шевченко. В 1921 поступил на архит. отд-ние ВХУТЕМАСа ([[Москва]]), в 1926 окончил отд-ние графики у В.А.Фаворского. Во время учебы создал многофигурную графич. комп. «1905 год» для Междунар. выставки в Париже (линогравюра), отмеченную премиями и дипломами, комп. «Пьета, или После погрома» (ксилография). Работал в книж. графике. В 1930-е гг. выполнил станк. произв. живописи, портреты и пейзажи: «Портрет жены в темной шубе», «Портрет молодой женщины», «Портрет маленькой девочки», сер. «Кисловодск», «Алма-Ата» и др. С 1927 работал на Одесской к/ст, с 1930 – на Киевской, с 1932 худож. к/ст «Мосфильм». Участвовал в создании более 50 ф., среди к-рых «Сквозь слезы» (1928, [[Одесса]], реж. Г.З.[[Гричер-Чериковер]]), «Глаза, которые видели» (1928, [[Одесса]], реж. В.Б.[[Вильнер]]), «Арсенал» (1929, [[Киев]], реж. А.П.Довженко), «Человек из местечка» (1930, [[Киев]], реж. Г.Л.[[Рошаль]]), «Семья Оппенгейм» (1930, [[Москва]], реж. Рошаль), «Пышка» (1934, [[Москва]], реж. М.И.[[Ромм]]), «Бабы» (1940, [[Москва]], реж. В.П.Баталов), «Машенька» (1942, [[Алма-Ата]], реж. Ю.Я.[[Райзман]]), «Иван Грозный» (1944–45, [[Москва]], реж. С.М.Эйзенштейн), трилогия «Хождение по мукам» (1957–59, [[Москва]], реж. Рошаль), «Год как жизнь» (1966, [[Москва]], реж. Рошаль) и др. С 1940 преп., затем проф. худож. ф-та ВГИКа. С 1925 участвовал в выставках об-в худож. «Четыре иск-ва», «Жар-Цвет», на отечеств. и междунар. выставках худож. т-ра и кино. Засл. деятель иск-в РСФСР (1940). Стал. пр. (1951). [[Категория:Персоналии]]

Версия 14:00, 11 июля 2009

ШПИНЕЛЬ Иосиф Аронович (1892, Белая Церковь Васильковского у. Киевской губ. – 1980, Москва), живописец, график, художник театра и кино. В 1914 закончил Киевское худож. уч-ще (архит. отд-ние). В 1918–20 писал плакаты, участвовал в оформлении агитпоездов. С 1921 – во 2-м Т-ре Укр. Сов. Республики им. Ленина: оформил пьесы «Герцогиня Падуанская» О.Уайльда и «Гайдамаки» Т.Г.Шевченко. В 1921 поступил на архит. отд-ние ВХУТЕМАСа (Москва), в 1926 окончил отд-ние графики у В.А.Фаворского. Во время учебы создал многофигурную графич. комп. «1905 год» для Междунар. выставки в Париже (линогравюра), отмеченную премиями и дипломами, комп. «Пьета, или После погрома» (ксилография). Работал в книж. графике. В 1930-е гг. выполнил станк. произв. живописи, портреты и пейзажи: «Портрет жены в темной шубе», «Портрет молодой женщины», «Портрет маленькой девочки», сер. «Кисловодск», «Алма-Ата» и др. С 1927 работал на Одесской к/ст, с 1930 – на Киевской, с 1932 худож. к/ст «Мосфильм». Участвовал в создании более 50 ф., среди к-рых «Сквозь слезы» (1928, Одесса, реж. Г.З.Гричер-Чериковер), «Глаза, которые видели» (1928, Одесса, реж. В.Б.Вильнер), «Арсенал» (1929, Киев, реж. А.П.Довженко), «Человек из местечка» (1930, Киев, реж. Г.Л.Рошаль), «Семья Оппенгейм» (1930, Москва, реж. Рошаль), «Пышка» (1934, Москва, реж. М.И.Ромм), «Бабы» (1940, Москва, реж. В.П.Баталов), «Машенька» (1942, Алма-Ата, реж. Ю.Я.Райзман), «Иван Грозный» (1944–45, Москва, реж. С.М.Эйзенштейн), трилогия «Хождение по мукам» (1957–59, Москва, реж. Рошаль), «Год как жизнь» (1966, Москва, реж. Рошаль) и др. С 1940 преп., затем проф. худож. ф-та ВГИКа. С 1925 участвовал в выставках об-в худож. «Четыре иск-ва», «Жар-Цвет», на отечеств. и междунар. выставках худож. т-ра и кино. Засл. деятель иск-в РСФСР (1940). Стал. пр. (1951).